Содержание материала

При выходе из строя пластин, наличии внутренних повреждений, а также при порче баков аккумуляторы необходимо отсоединить от батареи. Ремонт щелочных аккумуляторов сводится главным образом к промывке баков и смене электролита. Эти операции надо производить спринцовкой, не опрокидывая и не встряхивая при этом аккумулятор. В случае повреждения бака его заменяют новым. Для промывки щелочного аккумулятора из его бака нужно вылить электролит, а затем промыть его дистиллированной водой. После этого в аккумулятор заливают раствор едкого калия плотностью 1,2 г/см3 с добавкой моногидрата едкого лития концентрацией 60 г/л. Дав активной массе пластин возможность пропитаться в течение 6 ч, приступают к зарядке.
Кислотные аккумуляторы разбирают только в том случае, когда требуется замена какой-либо детали. Перед разборкой аккумулятор разряжают до напряжения lt7 В. Затем разрезают межэлементные соединения и удаляют с крышки аккумулятора заливочную мастику, предварительно размягчив ее паяльником. После этого крючками извлекают пластины из банок. Пользуясь деревянным или эбонитовым прутком, раздвигают пластины, двигаясь при этом от краев к середине. Активная масса исправных положительных пластин держится в решетке прочно. Она имеет бурый цвет и тверда на ощупь. Исправные отрицательные пластины имеют серый цвет, в их активной массе отсутствуют трещины и усадки. Неисправные пластины отличаются наличием на них больших вздутий и пузырей.
Сборку начинают со средних пластин, устанавливая при этом сепараторы ребристой стороной к положительной пластине. По окончании ее на аккумуляторы устанавливают крышки. Между стенками бака и крышками прокладывают асбестовый шнур, а щели заливают мастикой. Элементы спаивают между собой в водородном пламени или с помощью электросварки с угольным электродом. Трещины в пластмассовых сосудах обрабатывают так, чтобы получились бороздки как с внутренней, так и с наружной стороны стенки. Затем их обезжиривают и заливают карбинольным клеем, который Затвердевает в течение 3 сут.
Ржавчину с металлических частей удаляют ветошью, предварительно смоченной в керосине. Применять в этих целях напильник или наждачную бумагу не рекомендуется. Наружные металлические части аккумуляторов необходимо покрывать тонким слоем технического вазелина за исключением металлических и резиновых деталей, покрытых битумной краской. Полностью готовый аккумулятор запивают электролитом и заряжают.
Трещины в укупорочной мастике устраняют, осторожно расплавляя ее с соблюдением необходимых мер предосторожности пламенем газовой горелки или паяльной лампы. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возгорались кромки аккумуляторных банок и крышек. Места, в которых имеются глубокие трещины или отставание мастики от стенок бака, еще раз заливают мастикой, произведя предварительно их очистку. Удаление мастики производят металлическими лопаточками. Для облегчения этой работы можно производить предварительный подогрев. Но для того, чтобы при этом не выгорало масло, входящее в состав мастики, при разогревании в нее необходимо добавлять около 5% авиационного масла. Удаленную мастику можно повторно использовать, если ее сначала промыть в горячем 10%-ном растворе соды, а затем в чистой воде, после чего высушить.