Содержание материала

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
§1.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
Задачей технического обслуживания является поддержание исправного состояния электрооборудования, а задачей ремонта - восстановление его работоспособности или исправности.
Отличительной чертой ремонта является то, что он сопровождается выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации. На судах техническое обслуживание электрооборудования дополняется вахтенным обслуживанием, проводимым под непосредственным руководством электромеханика судна.
Вахтенное обслуживание необходимо для обеспечения номинального или требуемого режима работы электрооборудования в цепях своевременного и бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией, а также для предотвращения аварийных ситуаций. Вахтенное обслуживание распределительных устройств и пультов управления предполагает наблюдение за показаниями измерительных приборов, управление режимами работы электрооборудования, контроль за работой защитных, коммутационных и сигнальных устройств и аппаратуры. При этом следует не реже одного раза в месяц проверять положение стрелок измерительных приборов относительного нулевого (начального) деления шкалы. При отсутствии тока в измерительных элементах амперметров, вольтметров и ваттметров их указатели должны находиться против начальной отметки шкалы. Указатели приборов-логометров (обычно это фазометры, частотомеры и т. п.) при отсутствии тока в измерительной цепи могут находиться в произвольном положении.
Вахтенное обслуживание электрических машин и электроприборов включает их пуск, наблюдение во время работы и остановку Перед пуском электродвигателя, редко включаемого в работу, необходимо произвести его внешний осмотр вместе с приводным механизмом, обратив внимание на отсутствие посторонних предметов и повреждений частей механизма, произвести измерение сопротивления изоляции мегаомметром (вместе с пусковой аппаратурой) и, если есть такая возможность, провернуть вал двигателя вручную. И только при исправном состоянии всего агрегата производят пуск. У двигателей, которые часто включаются в работу, производить каждый раз измерение сопротивления изоляции не обязательно. Во время работы электродвигателей следует периодически контролировать нагрузку, температуру их нагрева, а также следить за работой подшипников.
Вахтенное обслуживание механизмов, которые эксплуатируют лица неэлектротехнического персонала, производится электротехническим персоналом. Перед пуском электропривода необходимо убедиться в исправности двигателя, самого механизма, а также проверить действие электромагнитных и механических тормозов, конечных выключателей, блокировок, электромагнитных муфт. Убедившись в исправности электропривода, производят его пуск и проверку в работе.
Вахтенное обслуживание судовых электроприборов должно производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации каждого отдельного механизма. О готовности к работе грузовых, рулевых и якорно-швартовных механизмов необходимо докладывать вахтенному помощнику. По окончании работы электропривод нужно привести в исходное положение. Вахтенное обслуживание рулевых указателей и машинных телеграфов заключается в периодической проверке сельсинов, датчиков, аппаратов. Проверку правильности их работы и измерение сопротивления изоляции производят перед каждым выходом судна в рейс.

Машинный телеграф проверяют также перед заходом в порт. Подготовку к работе рулевых указателей в приводов рулевых устройств производят одновременно.
Техническое обслуживание применительно к судовому электрооборудованию включает следующие виды работ; контроль технического состояния, планово-предупредительные осмотры, дефектацию и устранение обнаруженных дефектов и осуществляется по планам-графикам в сроки, указанные в табл. 1.1.
При техническом обслуживании распределительных устройств я пультов управления их очищают от пыли и грязи, проверяют контактные соединения, ремонтируют или заменяют автоматические и пакетные выключатели, проверяют и настраивают защитную аппаратуру, контролируют правильность работы измерительных приборов.
В техническое обслуживание электрических машин входят осмотр и чистка без разборки или с частичной разборкой.

Таблица 1.1 Периодичность технического обслуживания электрооборудования


Электрооборудование

Периодичность технического обслуживания, мес

Без разборки

С частичной разборкой

Генераторы
Двигатели:
а) открытого и защищенного исполнения

2(1)
6/12(3/6)

6(3)
(12/12)

б) брызго- и водозащищенного исполнения

3/6 (2/6)

12/24(6/12)

в) водонепроницаемого исполнения (герметичные)

3/6(1/3)

12/24(6/12)

Главный и аварийный распределительные

 

 

щиты

6

12

Пульты управлении

6

12

Отсечные распределительные щиты

14

48

Примечания. 1. В числителе даны сроки, установленные для двигателей, работающих постоянно, в знаменателе, - работающих периодически.

2. К электрооборудованию открытого исполнения относят изделия с оболочкой, имеющей степень защиты IPOO; к защищенному от попадания посторонних предметов и прикосновения к токоведущим частям - с оболочками, имеющими степень защит: ΙΡΙ0, 1Р20, 1Р30, 1Р40, IP10, LP21, 1Р31,                  1P42, 1Р12,                        1Р22, IP32, 1Р42, 1Р13, 1Ρ23, 1Ρ33
1Р4Э, 1Ρ34, 1Ρ44; к водозащищенному — с оболочками, имеющими степень защиты 1P55, 1Р65, 1Р56, 1Р66; к брызгозащищенному — с оболочками, имеющими степень защиты 1Р34, 1Р44, 1P54; к герметичному - 1Р60, 1Р65, 1Р66, 1Р67, 1Р68.

3. В скобках указана периодичность технического обслуживания электрооборудования постоянного тока.

Для проведения технического осмотра электродвигатель должен быть обязательно отключен от сети. Технический осмотр без разборки включает очистку от пыли и грязи, осмотр корпусной изоляции якоря и катушек, проверку состояния щеток и коллектора, добавку или замену смазки подшипников. При частичной разборке в дополнение к перечисленным работам выполняют следующие: снимают защитные кожухи, вскрывают коробку выводов и проверяют их состояние, шлифуют коллектор (контактные копии), осматривают щетки, восстанавливают повреждения на поверхности изоляционных покрытий и в случае необходимости проводят сушку изоляции. Полную разборку распределительных устройств обычно приурочивают к капитальному ремонту судна. Рекомендуемая периодичность полной разборки электрических машин составляет 48 месяцев.
В зависимости от степени восстановления изделия ремонты подразделяют на капитальный, средний и текущий. Наиболее полно изделие восстанавливается при капитальном ремонте.
Текущий ремонт выполняв» силами эксплуатационного персонала и (или) ремонтными службами в месте эксплуатации изделия. Во время текущего ремонта перебирают некоторые узлы в механизмы, подгоняют и заменяют отдельные быстроизнашиваемые детали и узлы, восстанавливают монтажные и рабочие зазоры и регулируют аппараты.
Средний ремонт имеет целью восстановление эксплуатационных характеристик изделия путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных его частей. В случае необходимости при этом выполняют капитальный ремонт отдельных составных частей изделия. Средний ремонт производится силами подвижных или стационарных ремонтных служб.
Капитальный ремонт начинается с полной разборки и дефектации изделия. Ремонту подвергаются все составные части» в том числе и базовые. Перед сборкой проверяют все части отдельно, я затем производят проверку и регулировку всего изделия, которая завершается испытаниями. Капитальный ремонт выполняют стационарные ремонтные службы.
В процесс ремонта в общем случае входит: поиск дефектов, определение характера и степени износа отдельных деталей и узлов, определенна последовательности разборки, разборка узлов до деталей, их промывка и очистка, а также сборка, проверка» регулировка  и испытания.
При ремонте поиск дефектов, определение характера и степени износа деталей и узлов принято называть дефектацией. Дефектацию судового электрооборудования производят в два этапа: на судне (предварительная) и в электромонтажном цехе до шпала ремонта (окончательная). Цель предварительной дефектации - обоснование необходимости выгрузки агрегата с судна для ремонта в цехе. Одновременно с определением технического состояния изделия анализируют эксплуатационную документацию и определяют время работы машины от предыдущего ремонта; при этом уточняют, какие работы выполнялись по пропитке обмоток, ремонту или замене подшипников, модернизации и усилению отдельных деталей и узлов. На основании данных, полученных при дефектации, составляют ремонтную ведомость, в которой указывают паспортные данные электрооборудования, выявленные дефекты, перечень необходимых работ с указанием материалов» запасных частей и комплектующих изделий, которые потребуются при выполнении ремонта. Вместе с ремонтной ведомостью с судна передают формуляры и паспорта ремонтируемого оборудования, схемы и чертежи, а также журналы ремонтов, произведенных на судке.
При окончательной дефектации уточняют данные, полученные в процессе предварительной дефектации, согласуют вид ремонта и его объем по каждой ремонтируемой машине, а также сроки ремонта и программы испытаний. По результатам окончательной дефектации составляют демонтажно-маркировочную ведомость, в которую вносят все электрооборудование, подлежащее ремонту, с указанием места его установки.
Дефектацию на судне производит специальная бригада, в состав которой входят представители команды судна и ремонтной организации. На серийных судах отечественного производства предварительную дефектацию обычно не производят. Типовую ремонтную документацию составляют по результатам ремонта первых судов каждой серии. При дефектации же единичных судов отечественной постройки и судов зарубежной постройки составляют подробную дефектовочную ведомость с характеристикой объема и сложности ремонта каждой электрической машины, после чего и определяется категория ремонта.
Демонтаж и разборка электрооборудования, подлежащего ремонту в цехе, производится после выполнения маркировки машин специальными бирками в соответствии с демонтажно-маркировочной ведомостью. После этого электрическую машину отключают и маркируют все подходящие к ней кабели, снабжая каждый проводник биркой с указанием вывода, к которому он был подсоединен. Затем отключенные концы тщательно изолируют, машину отсоединяют от сочлененного с ней механизма и фундамента и транспортируют на склад демонтированного электрооборудования. Электрические машины, которые в собранном состоянии не проходят через судовые люки и горловины, перед транспортировкой разбирают, маркируя отдельно каждую часть. Электрооборудование, разобранное на отдельные узлы, перед транспортировкой упаковывают в специальные деревянные ящики и закрепляют, чтобы избежать перемещения деталей при транспортировке. Коллекторы, шейки валов, контактные кольца при этом обычно обертывают мягким материалом.
Машины, которые до ремонта будут длительно хранить, консервируют (т.е. их поверхности, не защищенные краской, покрывают антикоррозийной смазкой) и упаковывают в ящики. В этих целях часто используют нагретую до температуры 60-70° С пушечную смазку или технический вазелин. У машин постоянного тока, предназначенных для длительного хранения поднимают щетки, а коллектор обертывают парафинированной бумагой и обвязывают. Эта мера исключает образование гальванической пары между медью коллектора и щетками, и на коллекторе не появляются характерные матовые пятна электрохимического происхождения. В процессе длительного хранения электрические машины периодически осматривают и, если появляется необходимость, производят их переконсервацию.