Содержание материала

Планово-предупредительный ремонт включает в себя текущий и капитальный ремонты электроустановок, находящихся в эксплуатации потребителей электроэнергии. Электрооборудование и электросети напряжением до 1000 В обычно ремонтируются собственными силами или выездными бригадами центральной базы обслуживания. Тяжелое и сложное электрооборудование —
мощные электродвигатели напряжением выше 1000 В, силовые трансформаторы, высоковольтное электрооборудование подстанций и распределительных устройств, аппараты и приборы релейной защиты и автоматики, которые трудно отремонтировать в условиях насосных и компрессорных станций и нефтебаз, рекомендуется передавать на ремонт специализированным организациям: Периодичность каждого вида ремонта определяется графиком, составленным с учетом требований «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей». Наличие графика не исключает выполнение внеочередного ремонта, необходимость которого может быть выявлена в результате осмотров и профилактических испытаний.
Текущий ремонт обычно сопровождается частичной разборкой оборудования. При этом проверяют исправность и заменяют части и узлы машин и аппаратов, доступ к которым в собранном состоянии затруднен. У электродвигателей промывают и очищают от загрязнений статор и ротор, исправляют повреждения изоляции обмоток, усиливают крепления осевого вентилятора, исправляют поврежденный вентиляционный кожух, заваривают поврежденные крышки, промывают и заполняют смазкой подшипники. У пусковых аппаратов проверяют, исправляют и регулируют ход и нажатие рабочих контактов и одновременность включения их по фазам, проверяют и регулируют тепловые реле, заменяют неисправные детали. У светильников выполняют перезарядку поврежденных проводов, заменяют поврежденные патроны, отражатели и колпаки, окрашивают кронштейны. В цеховых сетях восстанавливают электропроводку (открытую и в стальных трубах), перезаливают кабельные концевые воронки, проверяют, исправляют и окрашивают зануляющие и заземляющие проводники. Текущий ремонт по возможности выполняют на месте установки оборудования и только если это по каким-либо причинам оказывается невозможным, оборудование на ремонт отправляют в мастерскую.
Капитальный ремонт, как правило, выполняют в мастерской, с полной разборкой оборудования, с заменой всех изношенных и поврежденных частей и узлов. У электродвигателей заменяют поврежденные обмотки статора и ротора, правят, протачивают или заменяют вал, балансируют ротор, заменяют поврежденные вентилятор и фланцы. У силовых пунктов и шкафов целиком заменяют поврежденные аппараты и проводку. В цеховых сетях полностью заменяют поврежденные участки труб электропроводки и кабелей, заново разделывают концевые муфты, заменяют поврежденные осветительные щитки, окрашивают электрооборудование и электроконструкции.
Ремонт взрывозащищенного электрооборудования может быть доверен только персоналу, прошедшему специальный инструктаж, ознакомленному с «Правилами изготовления и ремонта взрывозащищенного электрооборудования» и особенностями его конструкции. Поврежденные части и узлы взрывозащищенного электрооборудования могут быть заменены только новыми, заводского изготовления. У взрывозащищенного электрооборудования эксплуатационному персоналу разрешается смазывать и, в случае необходимости, заменять подшипники, чистить токоведущие контактные соединения, а у светильников — заменять перегоревшие лампы и поврежденные колпаки. Допускается разбирать взрывозащищенные электродвигатели для смазки поверхностей взрывонепроницаемых щелей, устранять течь и доливать масло в маслонаполненные пускатели, заменять уплотняющие прокладки в светильниках повышенной надежности против взрыва. У электродвигателей, продуваемых под избыточным давлением разрешается выполнять ремонт системы продувки (трубопроводов, вентиляторов, шиберов), замену и чистку фильтров, замену уплотнений и разбитых стекол смотровых отверстий, ремонт оболочки двигателя без изменения конструкции, ремонт и проверку контрольно-измерительных приборов и устройств автоматики в невзрывозащищенном исполнении. Необходимо помнить, что при ремонте взрывозащищенного электрооборудования запрещается изменять заводские параметры взрывозащиты, т. е. увеличивать зазоры, уменьшать длину взрывонепроницаемых поверхностей, уменьшать требуемое давление воздуха в продуваемых электродвигателях.
При выполнении ремонтных работ применяют различные приспособления, облегчающие и ускоряющие технологический процесс ремонта электрооборудования.
Приспособления для ремонта электродвигателей
Рис. 100. Приспособления для ремонта электродвигателей

Так, для снятия шкива и муфты с электродвигателя применяют винтовой захват (рис. 100,а), а для обратной насадки — раму с винтовым прижимом (рис. 100,б). Подшипники качения (шариковые и роликовые) снимают приспособлением, изображенным на рис. 100,в, а подшипники скольжения — стяжным приспособлением (рис. 100,г). Обратную насадку подшипников на вал выполняют с помощью отрезка трубы с выпуклой заглушкой (рис. 100,д). Выемку и вставку ротора у крупных машин выполняют краном с помощью стропа 1, надетого непосредственно на ротор 2 (рис. 101, а) или на специальный удлинитель 3 (рис. 101,б).
Ремонт обмоток статора крупных машин выполняют на постаментах, небольших машин — на поворотных столах. Для вытаскивания стержней из пазов ротора применяют станок — стержневыдергиватель, состоящий из барабана с электродвигателем.


Рис. 101. Приспособления для выемки ротора крупных машин
Переносные аппараты для измерения
Рис. 102. Переносные аппараты для измерения тока (а) и напряжения (б):
Э — экран; Л — линия, присоединяемая для замера изоляции; З — земля
Сильно затвердевшую изоляцию обмоток размягчают электрическим током от трансформатора мощностью 5—6 кВ-А с несколькими ступенями напряжения (50—200 В).
Очистку от загрязнений выполняют продувкой сжатым воздухом и промывкой в горячей воде и в моющих жидкостях (керосине, бензине, уайт-спирите). Для промывки моющими жидкостями должно быть выделено отдельное помещение, изолированное от других глухими несгораемыми стенами.

В этом помещении устраивается бетонный поддон в виде четырехугольной ямы размерами 1,5X1,5 м и глубиной 25—30 см. Загрязненную жидкость спускают через отверстие в центре ямы в сборный бак, находящийся вне промывочного помещения. Отдельные малогабаритные детали можно промывать в ваннах в этом же помещении. Помещение для промывки оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией и электрооборудованием во взрывозащищенном исполнении (двигатели, пусковые аппараты, светильники).
Ремонт механической части электрооборудования (проточку и шлифовку валов, расточку подшипников, долбежку и фрезеровку канавок, сверление отверстий) выполняют в общих цехах ремонтной мастерской на обычных металлорежущих станках.
При электроремонтном цехе должна быть электролаборатория с набором переносных и стационарных измерительных приборов и аппаратов, необходимых для проверки отремонтированного электрооборудования и для профилактических испытаний. Так, для замера тока необходимо иметь амперметры с трансформаторами тока и токоизмерительные клещи (рис. 102,а), а для замера и регулирования напряжения — вольтметры, реостаты и трансформаторы. Проверку изоляции выполняют мегомметром (рис. 102,б) со шкалой на 500, 1000 и 2500 В, а проверку заземления заземляющих устройств— измерителем заземления МС-07. Кабели и оборудование напряжением выше 1000 В испытывают повышенным напряжением выпрямленного тока кенотронными аппаратами различной конструкции. На кенотронных аппаратах испытывают также жидкие и твердые диэлектрики (трансформаторное масло, совтол, гетинакс, фарфор, резину). Место повреждения кабеля, проложенного в земле, может быть обнаружено специальными приборами — кабельным мостом, генератором звуковой частоты и др. В случае необходимости кабельный мост может быть использован для определения трассы кабеля и глубины его заложения.
Электрическое оборудование и сети после ремонта или вновь монтируемые должны быть опробованы и испытаны перед включением в эксплуатацию. При этом составляются протоколы ревизий, испытаний, сушки, наладки приборов защиты и автоматики, а также акты скрытых работ. Устанавливаемые после ремонта или новые электродвигатели включают в сеть без нагрузки. Перед включением напряжения необходимо убедиться в правильности сопряжения валов, наличии смазки в подшипниках, надежности присоединения зануляющих (заземляющих) проводников. После включения напряжения проверяют правильность направления вращения, проверяют прослушиванием наличие стуков в подшипниках и вибрацию двигателя, проверяют действие пусковых аппаратов, автоматики и релейной защиты. Технические данные пусковых аппаратов (магнитных пускателей, контакторов, кнопочных станций) должны соответствовать по напряжению и мощности включаемому электродвигателю. При опробовании пусковые аппараты должны включаться и отключаться легко, без задержки и заеданий, а при снятом напряжении быстро и легко возвращаться в исходное положение. У вновь устанавливаемых светильников проверяют целостность оболочки и стеклянного колпака, а также соответствие мощности лампы светотехническому расчету для места установки. Перед включением светильников под напряжение проверяют осветительную сеть, групповые щитки, предохранители и надписи у групп.