Содержание материала

Автоматическое включение резерва (АВР) на подстанциях и распределительных устройствах напряжением выше 1000 В выполняется на секционных масляных выключателях с пружинным, грузовым и электромагнитным приводом; в распределительных устройствах напряжением до 1000 В — на секционных автоматах или контакторах.


Pис. 90. Схема АВР на масляных выключателях
АВР на масляных выключателях. На рис. 90, а изображена схема распределительного устройства 6 кВ,
шины которого разделены на две секции I и II (рабочую и резервную) секционным масляным выключателем ВС с устройством АВР однократного действия и устройством контроля длительности гашения поля при отключении синхронных машин. Каждая секция шин присоединена к отдельной питающей линии через масляные выключатели В1 и В2. Питание оперативных цепей устройства АВР осуществляется от трансформаторов напряжения ТН1 и ТН2. При исчезновении напряжения на первой секции устройство АВР получает питание от трансформатора напряжения второй секции при исчезновении напряжения на второй секции — от трансформатора напряжения первой секции (фазы а' и b'). Фазы b' и bˈ объединяются.
Схема действия АВР на распределительном устройстве 6 кВ изображена на рис. 90, б). При включении масляных выключателей В1 и В2 обе секции шин и трансформаторы напряжения ТН1 и ТН2 получают напряжение от двух питающих линий 6 кВ.
Присоединенные к трансформаторам напряжения реле времени РВ1 и РВ2 получают питание и их замкнутые контакты размыкаются; на приводах масляных выключателей В1 и В2 разомкнутые контакты В11 и В12 замыкаются, а замкнутые контакты В21 и В22 размыкаются. Таким образом, схема устройства оказывается подготовленной к АВР. При аварийном отключении питающей линии и напряжения на первой секции шин подстанции оба контакта реле времени РВ1 замыкаются. Один из контактов реле времени с заданной выдержкой времени (достаточной для срабатывания АВР) подает импульс на отключающий электромагнит ЭО1 привода масляного выключателя В1 и последний отключается. Другой контакт реле времени РВ1 предназначен для подачи импульса с большей выдержкой на сигнал (звуковой или световой), если АВР задержалось или оказалось неустойчивым. При отключении масляного выключателя В1 замыкается его контакт В21 и подается импульс на электромагнит включения ЭВС привода секционного масляного выключателя ВС, т. е. осуществляется АВР. Секция / со всеми своими нагрузками присоединяется к секции II и получает питание по второй линии, находящейся под напряжением. Действие АВР при исчезновении напряжения на секции II аналогично описанному, при этом импульс подается на отключающий электромагнит ЭО2 привода масляного выключателя В2. О том, на какой секции произошло АВР, сигнализируют указательные реле РУ1 и РУ2 (в окошке сработавшего реле выбрасывается флажок). Устройство АВР может быть отключено снятием перемычек ОУ1 и ОУ2. Ключом КУ устанавливается рабочая или резервная (I или II) секция.
АВР на контакторах. На рис. 91,а изображена схема подстанции с двумя трансформаторами Т1 и Т2, к которым подключен через контакторы К1 и К2 двухсекционный щит 380 В. Обе секции щита соединены между собой секционным контактором КС и работают раздельно (контактор КС находится в отключенном состоянии). АВР выполняется с помощью двух реле времени постоянного тока РВ1 и РВ2. Контакты реле времени с индексом 1 (РВ11 и РВ12) замыкающие, с индексом 2 (РВ21 и РВ22) размыкающие. Обмотки реле времени получают питание от сети переменного тока (шины a1 и а2) через выпрямители B1 и В2.

Рис. 91. Схема АВР на контакторах


Рис. 92. Схема АВР электродвигателей напряжением до 1000 В
Для включения контакторов К1 и К2 и подачи напряжения на щит 380 В ключи управления КУ1 и КУ2 устанавливают в положение Вкл (включено), а для подготовки схемы к АВР устанавливают избиратель управления ИУ в положение «АВР». После включения контакторов К1 и К2 ключи управления возвращаются в нулевое положение и питание обмоток контакторов и реле времени осуществляется через замкнувшиеся контакты РВ1 и РВ2 реле времени. При исчезновении напряжения на трансформаторе Т1 обмотка контактора К1 теряет питание и контактор отключает секцию I щита 380 В от трансформатора Т1. Если напряжение восстановится раньше, чем сработает с заданной выдержкой реле времени РВ1, то АВР не произойдет, а контактор К1, получивший питание, снова подсоединит секцию I щита 380 В к трансформатору Т1; если в заданную уставкой выдержку времени напряжение не восстановится, то реле времени сработает и замкнет свои контакты в цепи избирателя управления ИУ. Секционный контактор КС, получив питание от шин а2, замыкает свои контакты и подает напряжение на секцию 1 щита 380 В от трансформатора Т2, осуществляя таким образом АВР. О состоявшемся АВР сигнализирует лампа ЛС. В случае перегрузки трансформатора Т2 автомат АВ отключает секцию I от трансформатора Т2. При исчезновении напряжения на трансформаторе Т2 схема работает аналогично и секция II щита 380 В получает питание от трансформатора Т1.
АВР электродвигателей. На рис. 92 изображена схема АВР электродвигателей Д1 и Д2 напряжением 380 В, из которых один (любой) является рабочим, а другой резервным. Если рабочим является электродвигатель Д1, то в схеме АВР этого двигателя (рис. 92,а) ключ управления КУ1 ставится в положение «Раб» (рабочий), а в схеме электродвигателя Д2 (рис. 92,б) ключ КУ2 ставится в положение «Рез» (резервный) и наоборот. Электродвигатель Д1 пускается в работу нажатием кнопки КнП1, после чего пускатель П1 своим вспомогательным контактом замыкает цепь реле времени РВ1. Контакт реле времени РВ1, замыкаясь, поддерживает питание обмотки пускателя П1 от шину а1 после самовозврата кнопки КнП1 в исходное положение. В случае исчезновения напряжения в линии, от которой питается электродвигатель Д1, пускатель П1 отключается и размыкает свой контакт в цепи реле времени РВ1. Однако контакт реле времени PBI размыкается не сразу, а с заданной выдержкой времени. Если за это время напряжение в линии восстановится, то обмотка пускателя П1 получает питание через еще не успевшие разомкнуться контакты реле времени РВ1, пускатель снова включается, и электродвигатель Д1 будет продолжать работу. Если же напряжение в линии не восстановится, вспомогательный контакт пускателя П1 в схеме АВР электродвигателя Д2 (см. рис. 92,6) замкнется и включит реле времени РВ4, контакт которого замкнет цепь питания обмотки реле времени РВ2 с выдержкой времени несколько больше, чем у реле РВ1. Этим самым будет подано напряжение на обмотку пускателя П2 от шины 02, и резервный электродвигатель Д2 будет включен взамен остановившегося электродвигателя Д1. Точно так же будет работать схема, если электродвигатель Д2 будет рабочим, а Д1 резервным. В последнем случае импульс на включение двигателя Д1 подается через контакты пускателя П2 и реле времени РВ3 в схеме АВР двигателя Д1. Остановка работающего двигателя осуществляется нажатием кнопки КнС1 или КнС2.
АВР применяют и для двигателей напряжением б— 10 кВ, однако схема для них будет более сложной.