Автоматическое и дистанционное управление открытием и закрытием задвижек на трубопроводах насосных и компрессорных станций и нефтебаз осуществляется электрическим приводом. Для управления задвижками трубопроводов с негорючими жидкостями и газами применяют электроприводы общего назначения, трубопроводов с горючими жидкостями и газами — взрывозащищенные.
На рис. 39 изображен взрывозащищенный электропривод задвижки для трубопроводов с горючими жидкостями и газами, который состоит из следующих элементов: взрывозащищенного электродвигателя 1, клеммной коробки 3 с патрубком 2 для ввода проводов цепей управления, путевого выключателя 5, трубы 4 для ввода проводов, идущих из клеммной коробки в путевой выключатель, червячного редуктора 6 с механизмом моментного отключения (муфтой предельного момента), маховика 8 ручного управления, тяги 7 для переключения с автоматического управления на ручное. Запорный орган задвижки, перекрывающий трубопровод, соединяется с редуктором 6 приводным валом 9.
Схемы управления электроприводом общего назначения и взрывозащищенного одинаковы и изображены на рис. 40. Управление может быть ручным (местным) и автоматическим. Ручное управление осуществляется установкой переключателя режимов ПР в положение р. Нажатием кнопок КнО (открыть), КнЗ (закрыть) и КнС (стоп), расположенных в пункте управления, подают напряжение на обмотки магнитных пускателей ПО и ПЗ, которые включают и отключают соответствующие магнитные пускатели электродвигателя Д. Автоматическое управление осуществляется установкой переключателя ПР в положение а.
Рис. 39. Взрывозащищенный электропривод задвижки
Рис. 40. Схема управления электроприводом задвижки
При получении через контакты 1—2 и 3—4 импульса от аппаратов автоматики, находящихся в системе КИП технологического механизма (насоса, компрессора), включается соответствующий пускатель ПО или ПЗ, и электродвигатель автоматически открывает или закрывает задвижку. Электродвигатель Д автоматически отключается при достижении запорным органом своих крайних положений (открыто, закрыто), при которых контакты ВКО и ВКЗ конечных выключателей размыкаются и разрывают цепь питания обмоток пускателей ПО или ПЗ. В случае превышения допустимой нагрузки на валу задвижки в процессе хода на открытие или закрытие (например, при заклинивании задвижки), цепь питания обмоток пускателей разрывается контактами ВМО и ВМЗ муфты предельного момента (механизма моментного отключения), срабатывающей при определенном моменте настройки. Достижение крайних положений задвижки (открыто, закрыто) сигнализируется лампами ЛО и ЛЗ; о срабатывании муфты предельного момента сигнализирует лампа ЛМ. Для дистанционной передачи на пульт управления положения задвижки в схеме предусмотрен датчик указателя положения (сельсин) ДУ в комплекте с потенциометром ПС. Датчик ДУ имеет циферблат со стрелкой для местного наблюдения за положением задвижки. Управление задвижкой может быть переключено с электрического привода на ручное тягой 7 (см. рис. 39).