Естественным путем проверки схемы включения и правильной работы ватт-метровых реле защиты от замыкания на землю является осуществление действительных замыканий на землю. Если установлено, что реле на поврежденной линии реагировало правильно, в то время как реле на всех остальных линиях оказались заблокированными (или в случае замыкания на землю на сборных шинах все реле оказались заблокированными), то проверку надо продолжать, повторив опыты с измененной полярностью подключения реле к источнику напряжения. Однако может оказаться, что такие замыкания на землю не соз дают распределения остаточного тока, которое достаточно для надежной работы реле на всех отходящих линиях подстанции. Поэтому только этими двумя опытами нельзя ограничиться. Несмотря на то, что указанные испытания, вообще говоря, являются достаточными, необходимо их дополнить и предпослать им одну или несколько проверок цепей при помощи изложенных ниже методов.
а) Необходимо убедиться, что все измерительные трансформаторы включены одинаково и что все вторичные соединения сделаны тоже одинаково. Тогда допустимо по правильной работе защитного оборудования на одной липни судить о правильном его включении на всех линиях.
б) Необходимо убедиться, что трансформаторы тока трех фаз соединены правильно и что через токовую обмотку реле протекает только ток небаланса, который при отсутствии замыкания на землю практически равен нулю. Это лучше всего делать тогда, когда линия достаточно нагружена. При этом ток, измеренный с помощью амперметра, включенного последовательно с обмоткой реле, должен быть практически равен нулю.. Наличие большого тока в этой цепи свидетельствует о неправильной полярности включения одного из трансформаторов тока.
в) Для проверки можно искусственно создать в токовой обмотке реле ток небаланса [Л. 21 и 22]. Если реле выполнены так, что
они реагируют на активную составляющую тока небаланса, то первый шаг состоит в определении того, течет ли ток нагрузки линии от шин в систему или наоборот. В первом случае токовые цепи собираются для проверки, как показано на рис. 318,а, а во втором — как на рис. 318,б. Легко видеть что через токовую обмотку реле протекает ток, содержащий составляющую, которая совпадает по направлению с фазным напряжением + Еф фазы А. На этой фазе имитируется повреждение. Указанная составляющая соответствует активной составляющей тока повреждения при действительном замыкании на землю, если условно принять, что направление мощности к шинам соответствует напряжению нулевой последовательности —Еф. Временного изменения во вторичных цепях можно избежать, если имеется обходная цель для пропуска мощности. В этом случае достаточно отключить соответствующую фазу разъединителя на испытываемой линии, посредством чего получается принудительное распределение вторичного тока согласно рис. 318.
В данном опыте к выводам ху обмотки напряжения реле подводится напряжение, находящееся в фазе с тем напряжением, которое будет при действительном повреждении. На рис. 319 показано, как получить соответствующее напряжение от трансформатора напряжения с заземленной нейтралью. На первичную обмотку питание подается так, чтобы имитировалось повреждение; при этом свободный вывод трансформатора заземляется. Поток в фазе А отсутствует, а потоки, сцепленные с обмотками фаз В и С, не изменяются. В результате напряжение изменяется на — Еф, как и в случае действительного повреждения, а вторичное напряжение небаланса, полученное таким путем, составляет одну треть реального напряжения при замыкании на землю. Потеря в чувствительности уменьшения подводимого к реле напряжения компенсируется за счет большой активной составляющей в токе. Такие опыты помогают проверить правильность сборки схемы защиты, но они не доказывают, что реле имеет требуемую чувствительность; для проверки чувствительности нельзя обойтись без осуществления замыканий на землю.
из-за
Рис. 319. Проверка чувствительного реле защиты от замыкания на землю без осуществления искусственного замыкания на землю. Схема соединения первичных обмоток трансформатора напряжения.
Другой вопрос, который заслуживает внимания, состоит в существовании паразитных токов небаланса. Для определения присутствия этих токов могут быть использованы ватт — метровые реле от замыкания на землю; к обмотке напряжения реле последовательно подводятся три вторичных линейных напряжения с прямой и обратной полярностями. Можно также использовать фазорегулятор. Таким путем производится оценка фазы паразитного тока небаланса и его влияния на рабочие характеристики. Эти наблюдения иногда оказывают помощь в исправлении ошибок в первичной и вторичной цепях.