Содержание материала

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ШИНОПРОВОДЫ

В промышленных зданиях с нормальной средой ответвления к светильникам или к однофазной силовой нагрузке на ток до 10 А в групповых четырехпроводных осветительных сетях 380/220 В с нулевым проводом выполняют шинопроводом ШОС-67 (рис. 12). Наряду с ним применяют шинопроводы ШОС-73 и ШОС-73А.
Шинопровод ШОС-67 предназначен для питания отдельностоящих светильников или блоков типа ОД, ОДО, ОДОР, ОДР и других как при жестком креплении светильника, так и для светильников, подвешенных на крюке. Конструкция шинопровода позволяет подключить отдельный светильник или группу без отключения всех светильников. 

Рис. 12. Осветительный шинопровод ШОС-67, смонтированный поперек железобетонной фермы на сдвоенной тросовой подвеске.
Светильник можно устанавливать как непосредственно на его корпусе, так и кронштейнах и подвесах со штепсельным соединением. Соединение вилки шинопровода производят через штепсельные окна в корпусе шинопровода через каждые 500 мм. Шинопроводы ШОС-73 и ШОС-73А имеют степень защиты Р32, соответствующую ГОСТ 14254—69. Шинопроводы ШОС-73 и ШОС-73А разработаны на штепсельное присоединение однофазных или трехфазных электроприемников. Каждая секция шинопровода смонтирована в стальном коробе. В нем проложены на изоляторах три фазовых и одна нулевая шинки. Секции имеют штепсельное соединение в стык, которое осуществляется за счет наличия на одном конце шинопровода штепсельной вилки, а на другом — штепсельной розетки. Механическое соединение двух секции выполняют соединительной муфтой. Каждую линию шинопровода запитывают через свою вводную коробку. В нижней части коробов прямых секций расположены штепсельные окна, к которым присоединяют штепселями токоприемники.
Для питания однофазных электроприемников штепсель снабжается трехжильным, а для питания трехфазных электроприемников — четырехжильным шнуром.
В комплект поставки шинопровода ШОС-67 входят штепсельное соединение, устанавливаемое через каждые 0,5 м, а также специальные крепежные изделия и конструкции для подвески к строительным элементам промышленных зданий.
Осветительный шинопровод ШОС-67 выпускается на номинальный ток 25 А, ШОС-73А и ШОС-73 на 63 А. Шинопровод ШОС-67 смонтирован в коробе сечением 35X45 мм. К шинопроводу ШОС-67 присоединяют электроприемники напряжением 220 В с помощью двухполюсного штепселя, номинальный ток которого 10 А.
Монтаж шинопровода ШОС-67 осуществляется по технической документации, в состав которой входят: схема и план сети электроосвещения, в которых указывается привязка шинопровода по высоте, а также типы секций, из которых состоит шинопровод, способ крепления, места установки и крепление светильников; чертежи установки осветительных щитков и монтажа питающих линий с указанием их трасс, способов прокладки, сечения и марки проводов или кабеля; спецификация и смета; ведомость комплектующих изделий и узлов; альбом типовых рабочих чертежей деталей и узлов шинопровода.
Монтаж шинопровода осуществляется укрупненными блоками, состоящими из двух трехметровых секций. Монтаж выполняется индустриальным способом с применением подъемно-транспортных механизмов и приспособлений. Монтаж зависит от вида прокладки шинопровода и проектной отметки. При монтаже шинопровода на кронштейнах по стенам на отметках до 3,2 м и до 4,5 м целесообразно применять лестницы-стремянки Л-380 и лестницы Л-312 с площадкой, а также монтажные блоки и лебедки.
При монтаже шинопровода на отметке ниже 6,5 м следует применять гидравлическую подъемную платформу с электроприводом типа ГМПП-5ДМ, а на отметке до 8 м — самоходные выдвижные подмости на гусеничном ходу с электроприводом, снабженные поворотной площадкой с краном-укосиной. При монтаже шинопровода на отметке до 12 м необходимо применять автогидроподъемник АГП- 12. Монтаж линий осветительного шинопровода необходимо выполнять в соответствии с требованиями ПУЭ и СНиП Ш-И. 6—67.
Шинопровод ШОС-67 монтируют в три стадии: на первой выполняют установку несущих поддерживающих конструкций, на второй — осуществляют подвеску и стыковку секций и на третьей — установку и подключение светильника.
Для выполнения первой стадии все изделия выполняют по эскизам замерщиков в МЗУ и контейнером доставляют на объект монтажа. Первую стадию выполняют после установки ферм, а вторую — после сдачи помещения под монтаж. Третью стадию выполняют после монтажа шинопровода.
Монтаж шинопровода с гидроподъемника выполняют шестиметровыми блоками, изготовленными в МЗУ. При монтаже шинопровода гидроподъемник устанавливают в таком положении, чтобы его люльки были расположены вдоль трассы. Поднятую блок-секцию укладывают на нижний пояс фермы и закрепляют один конец ее, а затем, развернув люльку АГП-12, устанавливают другой конец. После монтажа шинопровода производят окончательное натяжение сдвоенных тросовых подвесок с помощью натяжных муфт. Шинопровод прокладывают по железобетонным или металлическим конструкциям, по стенам, колоннам и фермам. Допускается устанавливать его как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях. Поворот трассы выполняют с помощью гибкой секции. Стальные короба всех секций шинопровода электрически соединены с нулевым проводом, обеспечивающим заземление шинопровода.

ТРОСОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ

Для монтажа силовых и осветительных распределительных магистралей групповых осветительных сетей и ответвлений к силовому электрооборудованию в сетях 380—660 В на промышленных объектах применяют тросовые проводки. Их изготавливают на специальных полуавтоматических линиях из изделий заводской готовности, обладающих высоким уровнем индустриализации работ.
По способу исполнения тросовые проводки делят на два вида. По первому тросовая проводка может быть выполнена специально предназначенным для этих целей проводом, изготовленным по ГОСТ 14175—69 марки APT, применяемым для помещений с нормальной средой в' сетях 660 В, проводом марки АВТС-1 и АВТС-2 для влажных и сырых помещений в сетях 380 В и АВТ-1 и АВТ-2 для наружных электропроводок в сетях 380 В I—IV районов гололедности. Конструктивно эти провода выполнены из изолированных токоведущих жил и несущего металлического троса.
Электропроводки, смонтированные проводом APT, комплектуют коробкой У230, рассчитанной на прокладку в ней проводов сечением до 10 мм2 без его разрезания и коробкой У257, рассчитанной на провод сечением до 25 мм2. Данные провода APT приведены в табл. 10.
Технические характеристики проводов марки АВТ-1 и АВТ-2 даны в табл. 11.
Разрывное усилие несущего троса, состоящего в этих проводах из 7 проволок, не менее 230 кг, из 19—600 кг, из 49—1200 кг. При заготовке тросовой электропроводки следует помнить, что провода поставляют длиной 100 м в бухтах или на барабане. Коробка ответвительная У230 в соответствии с ГОСТ 14254— 69 имеет степень защиты Р31.


Для второго вида заготовки тросовой проводки применяют установочные провода АПРТО. АПР или кабели марки АНРГ, АВРГ, закрепляемые к несущему тросу монтажной лентой ЛБ-10 (К226) и кнопками КБ-1 (К227), а также скобками. В качестве несущего троса применяют стальные канаты, состоящие из оцинкованных проволок ГОСТ 3062— 69. Для тросовых проводок разрешается применять стальную катанку ГОСТ 6727—53 *.
Тросовые проводки изготавливают на технологических линиях мерными отрезками длиной 60—108 м. Натяжение троса при монтаже мерного участка тросовой проводки производят стационарными натяжными устройствами с усилием не более 0,7, допустимым для примененного троса-каната. При монтаже тросовой проводки необходимо проследить, чтобы все ее металлические части и несущий трос были заземлены.

Примечание. Число проволок стального троса проводов марки АВТ-1—7, АВТ-2—19.
Соединение, ответвление изолированных проводов или кабелей тросовой проводки выполняют в коробках, закрепленных на специальных площадках, смонтированных на несущем тросе. Чаще применяют два вида тросовой проводки: один предназначен для прокладки осветительных линий, а другой — для силовых кабелей.
В комплект тросовой проводки, применяемой в осветительных сетях, входят два анкера типа АВК-500 (АК-500), предназначенные для концевого крепления троса к строительным элементам здания, к которым крепят натяжные муфты типа НТ-150 и несущий трос вместе с зажимами типа ЗТ-5КП, электропроводкой, коробки, крюки типа КТ-110 и К-170 для крепления струн светильников, устанавливаемых в зависимости от «шага светильников». Для помещений с нормальной средой в комплект тросовой проводки входит коробка КОР-73Т.
В комплект тросовой проводки, применяемой для прокладки силовых кабелей, входят два анкера типа К-695, предназначенные для концевого крепления троса к строительным элементам здания или закладным деталям, к которым крепят натяжные муфты НМ-300 и несущий трос вместе с зажимами типа К-676, кабелем и коробками. Для ответвлений к токоприемникам от тросовых проводок, выполненных трех- или четырехжильным кабелем сечением 1,5—40 мм2, применяют коробки У245, а для сечения 1,5—35 мм2 коробки У246. В соответствии с ГОСТ 14254—69 коробки У245 и У246 имеют степень защиты Р20. Крепление кабеля или провода к несущему тросу осуществляют скобкой, которая должна иметь защитное покрытие от коррозии. Натяжные муфты НМ-150 и НМ-300 рассчитаны на допустимое усилие натяжения соответственно 300 и 500 кгс.
Монтаж тросовой проводки независимо от ее вида следует выполнять в две стадии. На первой стадии на объекте выполняют монтаж анкерных конструкций, натяжных устройств, вертикальных подвесок и оттяжек. Это выполняется независимо от наличия фронта работ. На второй стадии выполняют монтаж тросовой проводки, изготовленной в МЗУ или на заводе. Эта стадия выполняется после того, когда строительная организация выполнила все требования СНиП III-И.6—67 ни. 1.63—1.66; 1.71—1.73.
При заготовке тросовых проводок в МЗУ или на заводе необходимо учитывать технологическую разновидность монтажа электропроводки на несущем тросе. При заготовке электропроводки в МЗУ на собственном несущем тросе предварительно необходимо сделать на тросовом проводе разметку мест установки коробок в соответствии с проектом, а затем выполнить разделку в местах ответвлений от магистрали, установив на нем вводные или концевые ответвительные коробки. В анкерном устройстве с несущего троса должна быть снята изоляция. На этом участке трос зачищается до блеска и смазывается техническим вазелином, а концы троса заделывают в коуш и ставят на тросовые зажимы.
Заземляющий провод предназначен для заземления коробки троса, осветительной арматуры или силового электроприемника. В ответвительных коробках присоединение ответвительных и заземляющих проводов к фазовым и нулевым жилам тросового провода осуществляют на сжимах. После присоединения ответвлений к тросовому проводу места присоединений необходимо заизолировать одним слоем хлорвиниловой лепты, закрыть сверху коробку пластмассовым корпусом и крышкой.

Монтаж на объекте тросовой проводки, поступившей в виде бухты диаметром 1,5—1,7 м, осуществляется в два этапа. На первом этапе выполняется предварительная подвеска тросовой проводки на промежуточных подвесках, а на втором — окончательная. При предварительной подвеске производится крепление вертикальных подвесок за проектные точки тросовой проводки. Окончательная подвеска сопровождается натяжением каждого пролета тросовой проводки до установления по проекту стрел провеса.
Натяжение тросовой проводки должно производиться после установки и присоединения осветительной арматуры. После натяжения тросовой проводки производят подключение магистрали к источнику питания и к силовым электроприемникам.
Заготовка и монтаж электропроводки с закреплением непосредственно к тросу (катанке) отличается от предыдущего исполнения тросовой проводки.
Этот вид тросовой проводки целесообразно выполнять только на поточной технологической линии, где заготовка тросовой электропроводки производится одним рабочим по данным проекта или по бланку заказа, разработанному ГПП. В настоящее время работают полуавтоматические поточные технологические линии, на которых заготовка тросовой проводки осуществляется по программе, представленной в виде перфокарт.