ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ И ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩАЯ АППАРАТУРА
Электродвигатели поступают в монтаж в собранном виде в открытой, полуоткрытой и закрытой упаковке. Для хранения электродвигателей, не подлежащих немедленной расковке и монтажу, необходимо обеспечить нормальные условия.
Разгрузка и установка электродвигателей должна выполняться с помощью механизмов с применением соответствующих стропов и принятых схем.
Рис. 5. Центровка скобами, установленными на хомутах:
а — закрепленных на ступицах полумуфт; б — закрепленных на полумуфтах; 1 — измерительные болты; 2 и 3 — скобы; 4 — хомуты; 5 — соединительные болты.
Наряду с механизмами для установки и монтажа электродвигателей применяют блоки, полиспасты, тали, тельферы, лебедки и домкраты. Электродвигатель устанавливают на подготовленное основание — салазки, кронштейны, сварную металлическую раму и т. д.
Подъем и установку электродвигателей массой до 80 кг при отсутствии механизмов можно выполнять вручную с помощью специальных приспособлений. Электродвигатель, устанавливаемый на основании, центруется относительно вала, вращаемого им механизма. При ременной передаче необходимо произвести выверку параллельности их валов и совпадение средних линий шкивов. При непосредственном соединении валов муфтами должна быть проведена центровка электродвигателя и механизма. Вначале она выполняется при помощи линейки, а затем по центровочным скобам путем замеров зазоров в противоположных точках по окружности муфты и осевым зазорам между полумуфтами (рис. 5).
Точность центровки осей валов двигателя и механизма определяется разностью величин зазоров противоположных положений центровочных скоб: для жестких муфт в пределах 0,03—0,04 мм, для упругих (кольцевых) — 0,08—0,012 мм и для зубчатых — 0,12— 0,15 мм.
После выполнения этих работ электродвигатель присоединяют к электрической сети проводами в трубах, гибким или бронированным кабелем. Вид прокладки электропроводки зависит от исполнения и назначения электродвигателя. Управление электродвигателем и его защита осуществляется пускорегулирующей и защитной аппаратурой. Корпуса электродвигателя и пускорегулирующих аппаратов и конструкций подлежат заземлению в соответствии с требованиями ПУЭ. Перед пуском электродвигателя производится проверка надежности его крепления к основанию, смазка подшипников, измерение сопротивления изоляции обмоток и величины воздушных зазоров. Величина сопротивления изоляции обмоток ротора ПУЭ должна быть для электродвигателей напряжением до 1000 В не менее 1 мом при температуре окружающего воздуха 15—30°С.
При пониженной изоляции обмотки электродвигателя подвергаются сушке. Монтаж пускорегулирующих аппаратов выполняется непосредственно у электродвигателя на стене, на специальной конструкции, а также в шкафу или ящике. При выборе места установки как отдельностоящих, так и укрупненного блока аппаратов, смонтированных и отревизованных в МЗУ, учитывается безопасность эксплуатации агрегатов. Пускорегулирующие аппараты должны быть установлены вертикально на хорошо просматриваемом и доступном месте.
КОМПЛЕКТНЫЕ ШИНОПРОВОДЫ
Монтаж магистрального шинопровода ШЗМ 16. С 1/V1I 1973 г. введен в действие ГОСТ 6815—70 «Шинопроводы комплектные напряжением до 1000 В переменного тока», в соответствии с которым Укрглавэлектромонтаж выпускает магистральный самонесущий шинопровод ШЗМ-16 на ток 1600 А, предназначенный для четырехпроводных сетей 380/ 220 В с заземленной нейтралью. Оболочка шинопровода имеет степень защиты Р31, что соответствует требованиям ГОСТ 14254—69.
В комплект шинопровода входят прямые секции длиной 6; 3; 2,6 и 0,75 м, секции угловые и тройниковые (вертикальные и горизонтальные), секции ответвительные, вводные, вводные фазировочные, заглушка и конструкции для крепления.
Монтаж шинопровода должен выполняться по проекту, в состав которого входит: план сети шинопровода с указанием трассы его прокладки, разрезами и привязкой по отметкам; виды прокладки шинопровода с применением типовых крепежных конструкций; чертежи на прокладку шинопровода по сложным трассам с изображением в аксонометрии.
Монтаж шинопровода выполняется по ППЭР, который должен содержать схему прокладки укрупненных блоков и узлов шинопровода, указания по соединению блоков, заказы на изготовление блоков и узлов, лимитно-заборную карту на материалы, перечень механизмов и приспособлений, технологию монтажа укрупненных блоков и узлов, указания по технике безопасности.
Монтаж шинопровода ШЗМ-16 выполняют индустриальным способом в две стадии. На первой в МЗУ на специальных стендах технологической линии производят сборку и монтаж укрупненных блоков и узлов короткой сети шинопровода длиной 6, 12 и 15 м, изготовленных из заводских секций.
Подгоночные секции применяют вместе с тройниковой или угловой секцией для сохранения шага между соединениями, в линии кратной 3 м. Конструкция подгоночной секции позволяет изменить ее длину в пределах 750—375 мм. Угловая секция монтируется при сборке блоков для осуществления поворотов вправо, влево, вверх и вниз. Ответвительные секции применяют для присоединения к шинопроводу кабелей или проводов. Секция рассчитана на ток в ответвлении не более 800 А и на присоединение к каждому контакту секции четырех проводов сечением 120 мм2. Ввод проводов можно выполнять как вертикальной (снизу и сверху), так и горизонтальной (параллельно шинопроводу, под ним или над ним) проводкой. Вводная секция при сборке блока устанавливается на шкафу с присоединением угловой секции на конце, позволяющей вывести линию шинопровода на отметку 3 м от пола. При заготовке и монтаже укрупненных блоков шинопровода необходимо, чтобы допустимая длина вертикального прямого участка шинопровода была не более 25 м.
Крепление вертикальных участков должно производиться через каждые 3 м хомутами, накладываемыми ниже полумуфт верхних концов секции. При заготовке и монтаже блоков и узлов шинопровода необходимо также помнить, что конструктивное исполнение шинопровода рассчитано на его рабочее положение широкой стороной параллельно полу.
В шинопроводе алюминиевые шины имеют двухвариантное исполнение — охватывающее и охватываемое. При соединении секций охватывающие концы одной секции сваривают с охватываемыми другой. Затем сваривают полумуфты с алюминиевой оболочкой шинопровода. Сварка шинопровода должна осуществляться в соответствии с «Инструкцией по электродуговой сварке шин из меди, алюминия и его сплавов»
Для сварки алюминиевых шин шинопровода ШЗМ-16 применяется полуавтоматическая сварка плавящим электродом в среде аргона с использованием преобразовательной установки типа ПСП-500 и ранцевого аппарата ПРМ-4 с импульсной приставкой ИИП-1, разработанной институтом электросварки им. Е. О. Патона. Применение импульсной приставки упрощает выполнение сварки алюминиевых шин и полумуфт шинопровода ШЗМ-16 во всех пространственных положениях. С помощью данной установки выполняют сварку шинопровода без флюса в сырых помещениях и на открытом воздухе. Газ аргон, подаваемый в зону сварки, в которой поддерживается постоянная дуга, обеспечивает полное предохранение расплавленного металла от окисления. Контроль качества сварки должен производиться по «Методике и нормам определения качества сварных швов в электромонтажном производстве»
Изготовленные на стендах МЗУ комплекты блоков и узлов короткой сети шинопровода после проверки изоляции и полной комплектации отправляют в монтажную зону на объект.
Вторая стадия монтажа шинопровода выполняется на объекте. В объем этих работ входят приемка помещения под монтаж, разбивка трасс прокладки шинопровода, разметка мест установки опорных конструкций и установка их, сварка укрупненных блоков шинопровода. Установка шинопровода на опорные конструкции производится при помощи механизмов и приспособлений.
Монтаж шинопровода необходимо начинать со сложного участка трассы, например, со стороны присоединения шинопровода к силовому трансформатору или КТП. На вертикальных участках трассы шинопровода вначале монтируют нижний участок сети, а затем верхний. Сварку укрупненных блоков шинопровода производит электросварщик с корзины гидроподъемника.
В зависимости от высоты прокладки шинопровода используют разные механизмы. Например, при прокладке шинопровода на высоте до 5 м используется платформа ГМПП-5 ДМ, а до 8 м — самоходные выдвижные подмостки, а также электролебедки или мостовой кран (рис. 6).
После монтажа шинопровода необходимо проверить изоляцию в соответствии с требованием ПУЭ (§ 1—8—84 п. 1) и фазировку распределительных устройств и присоединений (§ 1—8—84 п. 5). При монтаже шинопроводов необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
Рис. 6. Монтаж укрупненных блоков шинопровода ШЗМ-16 с автогидроподъемника АГП-12М с применением лебедки с электроприводом: 1 — автогидроподъемник АГП-12М; 2 — укрупненный блок шинопровода ШЗМ-16; 3 — монтажный ролик; 4 — траверса с блоками шинопровода; 5 — оттяжка веревочная для строповки блока от разворота; 6 — лебедка с электроприводом.
Монтаж распределительного шинопровода типа ШРА-У. В соответствии с требованиями ГОСТ 6815—70 Укрглавэлектромонтаж выпускает унифицированный трехфазный распределительный шинопровод типа ШРА-У. Он предназначен для передачи и распределения электроэнергии переменного тока частотой 50 гц напряжением до 400 В в помещениях с нормальной средой. Оболочка шинопровода на ток 250 и 400 А соответствует степени защиты РЗС, а на ток 630 А — Р20.
Укрглавэлектромонтаж поставляет шинопровод комплектно. В комплект входят: прямая секция длиной 3 м, секция тройниковая, крестовая, угловая (влево, вправо, вверх и вниз), коробка с предохранителем, секция индикаторная, вводная, ответвительная с предохранителем, с рубильником и торцевая крышка.
Прямые секции шинопровода конструктивно выполнены так, что в одном коробе, состоящем из унифицированных деталей, могут быть смонтированы какие-либо один алюминиевые шины на ток 250 А или 400 и 630 А.
Монтаж шинопровода ШРА-У осуществляется из укрупненных 6—12 м блоков короткой сети. Блоки и узлы изготавливают на специальных стендах технологических линий в МЗУ. Соединения алюминиевых шин выполняют сваркой.
Для монтажа шинопровода на объекте применяют механизмы и приспособления такие же, как и для магистрального шинопровода.
Монтаж троллейных шинопроводов типа ШТМ. В сетях переменного тока частотой 50 гц напряжением 380/220 В с глухозаземленной нейтралью применяют для питания подъемно-транспортных механизмов (электроталей, однобалочных кранов, подвижных кран- балок, тележек и электрифицированного инструмента) троллейный четырехпроводный шинопровод ШТМ-70 на номинальный ток 200 А. Шинопровод имеет защищенное исполнение и степень защиты оболочки Р12.
В отличие от этого шинопровода в сетях переменного трехфазного тока применяют самонесущий шинопровод ШТМ-72 с номинальным током 400 А с той же степенью защиты оболочки. Этот шинопровод предназначен для питания мостовых кранов грузоподъемностью 75 тс, а также для питания передаточных тележек и других электроприемников. В комплект шинопровода ШТМ-70 входят прямые секции длиной 3, 1,5, 1,0 и 0,75 м, угловые и концевые секции, каретка с зажимами, штепсельные разъемы, подвесные п опорные конструкции.
Монтаж шинопроводов производят индустриальным способом из укрупненных блоков шинопровода длиной 6, 9 и 15 м, изготовленных на специальных стендах в МЗУ. Для монтажа шинопровода необходима следующая документация:
схема и план сети шинопровода с привязками по высоте, с указанием типов секций, способов крепления и вида прокладки;
чертежи установки силовых ящиков и прокладки питающих сетей с указанием трасс, способов прокладки, крепления, а также сечения, марки проводов и кабелей;
сметы на монтаж шинопровода;
ведомость комплектовочных узлов в соответствии с альбомом типовых чертежей деталей и узлов промышленных электроустановок (А5ЗА).
Монтаж шинопровода выполняют по ППЭР, в котором должны быть разработаны: схема монтажа шинопровода; перечень заказов па изготовление конструкций МЗУ; отгрузочные ведомости и лимитно-заборные карты на секции; перечень механизмов и приспособления для монтажа шинопровода; технология выполнения работ и техника безопасности. Требования, предъявляемые к приемке, хранению и сдаче в монтаж шинопровода, указаны в СНиП Ш-И. 6—67 пп. 1.27—1.44. Приемка помещений под монтаж шинопровода должна производиться в соответствии с требованиями СНиП III—И. 6—67, пп. 1.64—1.66.
Монтаж шинопроводов осуществляется по этапам. На первом этапе выполняют подготовку трассы для его прокладки. В подготовку включают разметку осей линии шинопровода, мест установки опорных конструкций и их установку, расстановку механизмов и приспособлений и раскладку укрупненных блоков секций шинопровода.
Рис. 7. Монтаж укрупненных блоков шинопровода ШТМ-70 с гидроподъемника АГП-12М с электролебедкой:
1 — шинопровод ШТМ-70; 2 — поперечные балки строительных конструкций; 3 — гидроподъемник АГП-12М.
На втором этапе выполняют монтаж троллейного шинопровода. Монтаж шинопровода необходимо начинать с угловых или концевых секций. Поднятый блок секции шинопровода на проектную отметку следует закрепить на опорных конструкциях. При поднятии следующего блока его стыкуют сначала с установленным блоком, соединяя троллеи, а затем закрепляют на опорных конструкциях.
Стыковка блоков короткой сети шинопровода производится соединительной муфтой. После соединения всех троллеев ее закрепляют. Необходимо обращать внимание на качество крепления секции к опорным конструкциям и стыковку троллеев секций. Подвод питания к троллейному шинопроводу осуществляется через клеммы, установленные на соединительной муфте.
Для монтажа шинопровода ШТМ-70 на кронштейнах по стенам на отметке до 3,5 м применяют лестницы-стремянки Л 380 и лестницы с площадкой Л 312. При монтаже шинопровода ШТМ-70 на отметке до 8 м применяют выдвижные подмостки на гусеничном ходу, а в стесненных условиях работы вместо них гидравлическую платформу ГМПП-5ДМ или подъемник «Темп». При монтаже шинопровода на отметке до 12 м применяют гидроподъемник АГП-12 М (рис. 7).
ЛИФТЫ
На объектах промышленности в культурно- бытовых и жилых зданиях применяют лифты для вертикальной транспортировки грузов и людей. Грузы и людей перевозят в кабине, движущейся по вертикальным направляющим, смонтированным в шахте лифтовой установки. Кабина, подвешенная на канатах через противовес, приводится в движение лебедкой с электрическим приводом.
Лифты по назначению делятся на пассажирские, грузовые и специальные. Монтаж каждого из них производится в несколько этапов индустриальным методом из укрупненных блоков и узлов.
На первом этапе производят подготовку к монтажу лифта. В нее входит обследование объекта. При этом проверяют наличие технической документации, комплектность лифтового оборудования и готовность к монтажу строительной части лифтовой установки. По результатам обследования объекта составляется график производства работ для строительной и лифтомонтажной организации. В техническую документацию входят паспорт лифта, комплектовочные ведомости, альбом узловых чертежей, проект электропривода, автоматики,
электроснабжения, электроосвещения и инструкции по эксплуатации. При составлении графика производства работ необходимо помнить, что к строительной части лифтовой установки относится шахта лифта, приямок, проемы в лестничных клетках и перекрытия, машинное и блочное отделения. В этих помещениях работы должны выполняться по строительным чертежам организации, ведущей строительство объекта.
На следующем этапе производится монтаж железосетчатой шахты, устройство лесов в шахте, настилов, ограждений и подача оборудования к месту монтажа.
При подаче лебедки, магнитной станции, шахтных дверей, кабины лифта и направляющих к лифту для монтажа рекомендуется использовать башенный кран. При отсутствии такового подъем лифтового оборудования осуществляется электрической лебедкой.
Монтаж оборудования в шахте лифта производят с инвентарных лесов или подмостей, установленных организацией. Монтаж лифта должен производиться в определенной технологической последовательности, утвержденной главным инженером лифтомонтажной организации.
Монтаж кабины пассажирского лифта необходимо выполнять на технологической линии в МЗУ или на заводе. На механизированных стендах следует производить набор жгута электропроводки цепей управления и сигнализации лифтовой установки, тросовую электропроводку для освещения глухой шахты, а также ревизию, регулировку, зарядку и сборку узлов шахтной арматуры.
Технологическая последовательность монтажных операций зависит от вида шахты и монтируемого лифта. Монтаж лифта в железо-сетчатой шахте должен производиться в такой последовательности:
монтаж каркаса шахты лифта должен производиться снизу вверх шахты с подмостка, установленного на поясах каркаса шахты;
после выверки каркаса шахты и раскрепления его крепят к строительным конструкциям здания;
затем надо навесить на каркас сверху вниз металлическую сетку и смонтировать лебедку лифта;
далее устанавливают направляющие кабины лифта снизу вверх и навешивают кабину с противовесом;
после этого прокладывают электропроводку цепей управления и сигнализации лифта и подключают аппараты;
затем производят окраску оборудования, регулировку механизмов и испытание лифта.
После выполнения пусконаладочных работ лифт предъявляется к сдаче и освидетельствованию.