Содержание материала

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ОСОБЕННОСТИ ТУРБИН И ТУРБИННЫХ УСТАНОВОК АЭС

4-1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ ТУРБИН НАСЫЩЕННОГО ПАРА

Турбины насыщенного пара для АЭС во многом отличаются от турбин, работающих перегретым паром. Эти отличия объясняются тремя причинами: во-первых, работой большинства ступеней, начиная с первой, на влажном паре, во-вторых, низкими начальными параметрами пара и, в-третьих, спецификой, вызванной работой турбоустановки в тесной связи с реактором.
При рассмотрении этих особенностей следует учитывать, что развитие атомной энергетики характеризуется увеличением единичных мощностей турбоагрегатов, что объясняется большим, чем для ТЭС, влиянием мощности на стоимость установленного киловатта. Так, например, по [149] для ТЭС, работающих на угле, повышение Рэ с 580 до 1160 МВт, т. е. вдвое, снижает стоимость 1 кВт на 8%, а для АЭС с ВВРк — на 30%.

В настоящее время на АЭС с водоохлаждаемыми реакторами практически не устанавливаются блоки мощностью менее 400—500 МВт — новые АЭС комплектуются в основном турбинами насыщенного (или слабоперегретого) пара мощностью 500—1300 МВт.
Особенности конструкций турбин насыщенного пара связаны со следующими факторами.

  1. Малый располагаемый теплоперепад Н0. В большинстве турбин насыщенного пара по сравнению с турбинами на высокие начальные параметры с промежуточным перегревом теплоперепад меньше в два раза. В связи с этим количество цилиндров низкого давления обычно больше, чем цилиндров высокого давления, а ЦСД, как правило, отсутствует. Большинство турбин Рэ>500МВт имеет один ЦВД и два, три или даже четыре ЦНД.

ЦНД, вырабатывающий примерно 50—60% мощности, оказывает существенно большее влияние на ηoi всего агрегата, чем в турбинах высоких параметров; очень большое влияние на к. п. д. турбины оказывают потери с выходной скоростью ∆hв.c, эффективность выходного патрубка и потери давления (дросселирование), неизбежные при протекании пара в паровпускных органах, в ресиверах, в тракте внешний сепаратор — промперегреватель и т. п. Поэтому аэродинамической отработке этих элементов агрегата уделяется значительное внимание, в частности во многих турбинах применяется совмещенная конструкция стопорного и регулирующего клапанов (рис. 4-1).

Рис. 4-1. Комбинированные стопорно-регулирующие клапаны турбин насыщенного пара.
а — турбина К-500-60/1500 ХТГЗ: 1 — корпус; 2 — седло; 3 — регулирующий клапан; 4 — стопорный клапан; 5 — разгрузочный цилиндр; 6 — паровое сито; 7 — шток стопорного клапана; 8 — шток регулирующего клапана; 9 — траверса; 10 — пружины; 11 — рычаг стопорного клапана; б — турбины фирмы ББЦ (один из четырех для турбины Рэ = 1160 МВт).

Рис. 4-2. Отсечные поворотные заслонки перед ЦНД турбин насыщенного пара.
а — турбины К-220-44 ХТГЗ; б — турбины фирмы ББЦ Рэ = 180 МВт); в — турбины фирмы «Вестингауз».
Клапан ХТГЗ, разработанный для турбин К-500-60/1500, имеет два независимо действующих парозапорных органа, которые опираются на одно седло и через соосно расположенные штоки приводятся в движение от своих сервомоторов. Обеспечивая прекращение доступа пара в турбину с той же степенью надежности, что и традиционно применяемые клапаны, комбинированный клапан уменьшает дросселирование пара на входе в турбину, что по расчетам завода дает дополнительный выигрыш Δη/η=0,6%.
На линии перепуска из ЦВД к ЦНД стремятся сократить тракт и выполнить компактную объединенную конструкцию сепаратора с перегревателем (СПП) (§ 4-4). Иногда отказываются от дополнительной арматуры, хотя это связано с опасностью значительного превышения частоты вращения (см. § 6-3) при сбросе нагрузки, или упрощают эту арматуру.
Так, например, ХТГЗ использует поворотные заслонки большого диаметра, которые прошли длительную эксплуатационную проверку. При полном открытии заслонок наблюдается ничтожное дросселирование пара. На рис. 4-2,а показана поворотная заслонка перед ЦНД турбины К-220-44.
Дроссельные заслонки перед ЦНД после сепаратора и промперегревателя применяет и фирма ББЦ. Конструкция заслонки показана на рис. 4-2,6. Для турбин К—180 МВт для АЭС с ВВРк заслонка имеет следующие параметры; внутренний диаметр 1 м, диаметр фланца 1,23 м, ширина 0,7 м, масса 1800 кг, максимальный крутящий момент Мкр=7 кН-м, время закрытия 0,5 с. Заслонка рассчитана па работу до Рмакс=0,7 МПа и tмакс=300°C.
Отсечная заслонка турбин фирмы «Вестингауз» приведена на рис. 4-2,в.
Потери дросселирования, принимаемые при расчете турбин фирмами АЕИ и ДЭ, приведены в табл. 1-4, где также показано влияние потерь дросселирования на к. п. д. всей АЭС.

  1. Большие объемные пропуски пара, превышающие пропуски пара в турбинах высоких параметров из-за меньшего Н0, пониженных начальных параметров и худшего к. п. д. в четыре — шесть раз на входе и примерно в два раза на выходе.

В связи с этим значительно возрастают габариты паровпуска, требующие более компактного его выполнения и изменения конструкции клапанов, в частности иногда применяется двойная конструкция клапанов.
Начиная с Рэ=400-600 МВт обычно ЧВД турбин выполняется двухпоточной и раньше по потоку пара (по сравнению с турбинами высоких параметров) установлены закрученные лопатки.

Большие высоты лопаток первой ступени ЦВД затрудняют применение парциального подвода пара, т. е. соплового парораспределения. Уменьшение изгибающих напряжений в лопатках регулирующей ступени достигается разделением потока ЦВД и переходом на пониженную частоту вращения (см. § 4-3).
Так, например, если при частоте вращения n=50 с-1 наибольшая мощность турбин насыщенного пара с сопловым парораспределением составляет Рэ=288 МВт (турбина фирмы «Альстом» для АЭС «Шуз»), то при высоких начальных параметрах эта мощность доходит до 800 МВт (турбины ЛМЗ на p0=23,5 МПа).
Применение соплового парораспределения требует в турбинах насыщенного пара больших хорд рабочих лопаток регулирующих ступеней (например, для турбины К-220-44 ХТГЗ b2=110 мм).
В стационарных турбинах насыщенного пара не применяются в качестве регулирующих двухвенечные ступени скорости. Это объясняется снижением при этом экономичности турбины, особенно значительном при малом теплоперепаде H0.
Большие (в 1,5—2,2 раза) объемные пропуски пара в ЦНД для турбин насыщенного пара по сравнению с турбинами высоких параметров требуют увеличения числа потоков, применения более длинных лопаток последних ступеней, использования полуторного выхода (ступени Баумана), перехода на пониженную частоту вращения.

  1. Работа всех или (при промежуточном перегреве) большинства ступеней влажным паром.

Для повышения к. п. д. турбины и установки требуется уменьшение влажности пара как диаграммной, так и фактической. Уменьшение влажности достигается:
внешней сепарацией, иногда выполняемой дважды (после ЦВД и после ЦСД, например, у турбины Рэ=660 МВт фирмы КВУ для АЭС «Вюргассен»), и промежуточным перегревом;
различными методами внутренней сепарации: периферийной, внутриканальной, диафрагмами и ступенями-сепараторами. Примеры проточных частей с влагоудалением приведены в § 3-2 и гл. 5.
При расчете и проектировании ступеней и решеток учитываются особенности протекания влажного пара (см. гл. 2).
Следует отметить, что если в ступенях низкого давления турбин насыщенного пара влажность не превышает влажности в ЦНД турбин ТЭС, то ступени высокого давления работают влажным паром только в турбинах АЭС.

  1. Необходимость специальных мер для предотвращения эрозии лопаток ЦНД. Эти меры включают различные способы влагоудаления:

организацию отборов пара для регенеративного подогрева питательной воды перед ступенями, работающими с наибольшей влажностью и имеющими наивысшие uп;
увеличение зазоров в периферийной части ступени между сопловыми и рабочими лопатками;
уменьшение окружной скорости на периферии лопаток, достигаемое сокращением высоты лопаток, применением ступеней Баумана и переходом на пониженную частоту вращения;
увеличение теплоперепада ступеней, особенно последних ступеней ЦНД;
использование специальных конструкций рабочих лопаток, в частности зубчиковых лопаток (см. § 3-3);
применение специальной обработки лопаток, использование материалов, обладающих высоким сопротивлением ударной эрозии, а также напайка или наплавка лопаток эрозионно-устойчивыми накладками.
Отметим, что за исключением отдельных установок, где отсутствует промперегрев, а разделительное давление более 0,2—0,3 МПа и, следовательно, высока влажность в последней ступени, проблем, связанных с эрозией лопаток ЦHД в турбинах насыщенного пара, оказалось меньше, чем в турбинах ТЭС. Подробно об этом см. § 3-4.

  1. Необходимость исключения эрозионно-коррозионного износа неподвижных деталей турбин.

В турбинах, работающих влажным паром, возникают различные виды эрозии:
ударная эрозия, когда на различные детали турбин (не только на рабочие лопатки) действуют капли влаги, обладающие большой скоростью. Этой эрозии подвержены поверхности корпуса, диафрагм, обойм и т. д.;
щелевая эрозия, а именно эрозия на стыках, в небольших зазорах;
эрозия вымывания, встречающаяся в ресиверах, сепараторах и других частях турбины, на которые действует влага в виде струй;
эрозия в лабиринтовых уплотнениях (см. §3-5).
Для устранения эрозии:
сокращается число карманов и «мертвых» полостей в корпусах, обоймах, где может скапливаться влага; выполняется дренаж влаги;
уменьшается число стыков; в ряде случаев — фланцевые соединения заменяются сварными;
придается аэродинамически благоприятная форма и в ряде случаев уменьшается скорость потока (см. § 3-5) в тех местах, где можно ожидать эрозии неподвижных элементов, в каналах, трубопроводах, особенно разветвленных;
применяются специальные эрозионно-устойчивые материалы.


Подробно металлы деталей турбин и установки в целом, применяемые теми или иными заводами и фирмами, указаны в последующих параграфах этой главы. В гл. 7 приведены примеры замены материалов турбин насыщенного пара на основе эксплуатации ряда АЭС.
В турбинах насыщенного пара в настоящее время практически не используются детали из чугуна, в том числе не применяются чугунные диафрагмы ЦНД, встречающиеся в турбинах ТЭС. Также избегают изготовления лент и усиков лабиринтовых уплотнений из латуни.
На некоторые поверхности как неподвижных, так и вращающихся деталей наносятся эрозионно-устойчивые материалы. Примером этого являются конструкции, представленные на рис. 4-3, применяемые фирмами ББЦ и КВУ, изготавливающими турбины с реактивным обмолачиванием.
На рис. 4-3,д показана конструкция концевого лабиринтового уплотнения с гребешками и обоймами из высоколегированной стали. Возможна защита ротора в уплотнении хромированием или никелированием.
Фирма КВУ [76, 153] считает необходимым применение защитных пластин и колец, выполненных из 13% хромистой стали, или нанесение защитных покрытий тонким слоем с помощью ручной или автоматической сварки или плазменным методом. Широко используются различные накладки, наплавки и другие методы защиты поверхностей, подвергающихся коррозионно-эрозионному износу.

  1. Необходимость специальных мер для эвакуации большого количества влаги, выделяющейся в паре.

Можно грубо оценить, что в 1 ч выделяется и эвакуируется 1 кг воды на 1 кВт мощности турбины, т. е. при 7%=1000 МВт это составляет Gвод≈1000 т/ч. Примерно половина этого количества влаги уходит в виде сепарата из внешнего сепаратора и направляется в систему регенерации питательной воды, около пятой части влаги можно удалить в проточной части турбины и направить с отборами пара в ту же систему регенерации и, наконец, около трети уходит вместе с паром в конденсатор турбины.
Очевидно, что какие-либо возникшие при эксплуатации или реконструкции турбинной установки изменения в схеме влагоудаления и подсушки в сепараторе могут не только заметно снизить экономичность установки, но и привести к снижению надежности элементов турбины.

  1. Возможное увеличение (заброс) частоты вращения ротора при сбросе нагрузки вследствие испарения и вскипания влаги, сконденсировавшейся на поверхности ротора, неподвижных деталях турбины, сепаратора и т. д., а также вследствие больших объемов тракта между ЦВД и ЦНД, особенно при значительных размерах внешних сепараторов и перегревателей.

В связи с этим применяются следующие меры:
сокращение размеров тракта между ЦВД и ЦНД;
лучшая организация дренажа из турбины и тракта;
установка отсечной арматуры перед
Основной причиной повышения частоты вращения является испарение влаги, сконденсировавшейся во влагоудаляющих устройствах и промежуточном перегревателе (см. § 6-3). Радикальным средством для уменьшения разгона турбины при сбросе нагрузки является установка арматуры на входе в ЦНД после сепаратора и промежуточного перегревателя. Однако эта арматура усложняет установку и увеличивает потери давления в тракте и, следовательно, снижает к. и. д. (см. табл. 1-4).
Детальный расчет динамики турбины с учетом масс роторов, быстродействия системы регулирования и защиты и т. п. позволяет решить вопрос о необходимости установки той или иной арматуры перед ЦНД. В высокооборотных турбинах ХТГЗ К-220-44 и К-500-65 оказалось возможным ограничиться установкой только отсечных заслонок перед ЦНД. Отсечные клапаны устанавливаются в большинстве турбин насыщенного пара.
Если не устанавливается запорная арматура перед ЦНД, то при проектировании вращающихся частей турбины следует предусмотреть превышение частоты вращения на 20% [105] или даже на 30% [153]. Это в свою очередь приводит к повышению напряжений от центробежных сил на 44 или 69%, существенному увеличению натяга при посадке дисков на вал и т. д. Часто это означает невозможность применения лопаток предельной длины, отказ от насадных дисков и т. п. Переход на пониженную частоту вращения, когда в многих элементах ротора и в первую очередь в лопатках напряжения ниже, чем при быстроходной конструкции, а массы роторов больше, облегчает решение вопроса об отказе от дополнительной запорной арматуры.

  1. Особенности регулирования турбин АЭС и, в частности, турбин насыщенного пара, заключающиеся в том, что на АЭС в большей степени, чем на ТЭС, регулирование турбины связано с регулированием всего блока и существенно зависит от типа реактора и способа изменения его мощности (см. гл. 6).

Так, например, для АЭС с ВВРд при регулировании нагрузки реактора изменением температуры охладителя давление пара на входе в турбину поддерживается постоянным, в то же время при изменении нагрузки реактора перемещением регулирующих стержней давление р0 с уменьшением нагрузки возрастает. Так, для турбин ХТГЗ, устанавливаемых с реактором ВВРд, при расчетном давлении пара перед агрегатом, равном р0=4,35 МПа, предусматривается возможность повышения давления до 5,5 МПа при сбросе нагрузки.

  1. Обеспечение перепуска пара помимо турбин в конденсатор при закрытии клапанов свежего пара. В связи с этим конденсатор и другие элементы конденсационной установки должны проектироваться так, чтобы принять этот пар с начальными перед турбиной параметрами, поддерживая при этом достаточно глубокий вакуум. Обычно для двухконтурных схем АЭС предусматривается возможность приема до 50—60% дополнительного расхода пара в конденсатор. Очевидно, что поскольку конденсатор не может принять пар высокого давления, то необходима специальная быстродействующая редукционная установка — так называемая БРУ-К, представляющая собой систему клапанов (см. § 6-3).

Отметим повышенные (при той же мощности) поверхности конденсаторов по сравнению с ТЭС, соответственно увеличенные расходы охлаждающей воды, а также при тихоходных агрегатах с малым числом ЦНД существенно увеличенные массовые расходы пара, приходящиеся на один конденсатор или его секцию (см. § 5-2 и 5-4).

  1. Компоновка всего агрегата. Не говоря уже о присущих мощным турбинам насыщенного пара больших габаритах, компоновка отличается трубопроводами большого диаметра для перепуска в конденсатор и, главное, внешними сепараторами и перегревателями, устанавливаемыми непосредственно рядом с турбиной. При больших мощностях турбин сепараторы и перегреватели дублируются. Во многих случаях, особенно при низком разделительном давлении, габариты этих дополнительных устройств очень велики, примерно такие же, как у цилиндров собственно турбины.
  2. Обеспечение маневренности. С точки зрения конструкции турбин насыщенного папа проблемы обеспечения маневренности, с одной стороны, облегчаются, с другой — усложняются. Очевидно, что упрощение связано с меньшими температурами и тем самым меньшими относительными расширениями; облегчаются также условия пуска из-за меньших толщин корпусов высокого давления.

В то же время большие мощности и конструкция турбины с четырьмя-пятью двухпоточными цилиндрами неизбежно приводят к увеличению длины агрегатов, иногда достигающей 65 м.

Специфическими особенностями турбин насыщенного пара, усложняющими решение задачи повышения маневренных характеристик агрегата, являются:
на один-два порядка большие коэффициенты теплоотдачи влажного пара, чем при движении однофазной среды. В результате этого поверхности деталей турбины быстро приобретают температуру, равную температуре пара, в то время как температура самих деталей меняется гораздо медленнее. При этом наблюдаются значительные градиенты температур и соответствующие термические напряжения;
уменьшение нагрузки и соответствующее понижение давления одновременно означают уменьшение температуры пара в отличие от турбин перегретого пара, где процесс дросселирования при снижении нагрузки означает очень малое изменение температур в ступенях;
дросселирование при начальных давлениях р0>3 МПа, особенно при р0=6-7 МПа, ведет сначала не к подсушке пара, а наоборот, к увеличению влажности. Подробно о маневренности турбин АЭС см. § 7-2.