Содержание материала

Глава 2. Виды коррозии металла тепломеханического оборудования.
Основные виды коррозии деталей энергетического оборудования условно можно разделить на три группы:

  1. равномерная коррозия или общая коррозия
  2. язвенная коррозия
  3. коррозионное растрескивание

Скорость протекания этих трёх видов коррозии различная, соответственно различно их влияние на долговечность оборудования. При развитии равномерной коррозии разрушение происходит в результате потери прочности детали вследствие коррозионного утонения стенки. Скорость язвенной коррозии в десятки раз больше, чем скорость равномерной коррозии. Разрушение деталей происходит, в основном, не столько из-за потери прочности, сколько в результате образования сквозных отверстий, т е. вследствие потери плотности.
Самым опасным видом коррозии, протекающим с самыми высокими скоростями, является коррозионное растрескивание. В большинстве случаев разрушение деталей от коррозионного растрескивания определяется двумя условиями: наличием механических статических или переменных нагрузок и коррозионно-активной средой.
Часто коррозионное разрушение протекает по нескольким механизмам коррозии.
Например, при начальном развитии коррозии по язвенному типу разрушение происходит из-за потери прочности как равномерная коррозия Возможен вариант, когда коррозия начинается с образованием язв, а дальнейшее её развитие идёт по механизму коррозионного растрескивания. Поэтому приведенная ниже классификация принята по ведущему виду коррозии.

Равномерная коррозия.

Общая кислородная коррозия.

В котлах высокого давления остаточный растворённый в питательной воде кислород полностью реагирует с металлом котельной системы, вызывая язвенную коррозию и повсеместную общую коррозию. Кислород удаляют деаэрацией воды паром с последующим добавлением связывающих кислород веществ, таких как гидразин (Ν2Η4 · Н2О).
В котлах низкого давления не всегда достаточно качественная очистка воды от кислорода и других примесей, что приводит к частому повреждению труб водогрейных котлов и тепловых сетей в результате коррозионного утонения стенки трубы.
В высокотемпературных водных средах на железе и его сплавах образуется двухслойная оксидная плёнка, состоящая в обескислороженных растворах из магнетита Fe. Внутренний слой плёнки прочно связан с металлом и является хорошей защитой от коррозии. Однако, при высоких и низких РН защитный слой магнетита растворяется или разрыхляется, в результате чего скорость коррозии увеличивается В связи с этим присутствие в воде одновременно ионов кислорода и ионов хлора ускоряет общую коррозию, т.к. они разрушают защитную плёнку. При такой общей коррозии поверхность металла неровная, идёт относительно равномерное утонение стенки, в месте максимального утонения происходит разрыв в результате потери прочности (рис. 2.1а).

Углекислотная коррозия.

Диоксид углерода (СО2) снижает РН раствора и соответственно агрессивен по отношению к стали. Добавление щёлочи в котловую воду уменьшает коррозию котлов, вызываемую СО2, вследствие его перехода в карбонаты (Na2СО3). Однако, при повышенных температурах, преобладающих в котлах, карбонаты диссоциируют по уравнению Na2СО3 + Н2О→СО2 + 2 NaOH. В результате этого в конденсаторе и в линии возврата конденсата образуется горячий раствор диоксида углерода. В случае его высокой концентрации линия возврата конденсата подвергается сильной углекислотной коррозии. Повышенное содержание двуокиси углерода в конденсате часто является результатом разложения органических веществ, имеющихся в природной воде и в фильтрующих материалах химводоочисток.
Углекислотная коррозия поражает также деаэраторы атмосферного типа. При этом в результате углекислотно-кислородной коррозии происходит существенное утонение стенки ( до 50 % ) в верхней часы колонки деаэратора. При анализе причин повреждений было установлено, что на деаэраторы подавалась умягчённая вода с повышенной агрессивностью из-за наличия в ней свободного диоксида углерода. Вместе с тем при условии хорошей деаэрации питательной воды наличие даже очень большого количества углекислоты в паре не приводило к серьёзной коррозии металла барабанов и пароперегревателей.

Пароводяная коррозия

Современная котельная технология обеспечивает удаление растворённого кислорода из питательной воды. Поэтому на поверхности оборудования со стороны водяного пара протекает реакция между Н2О и Fe, в результате чего образуется защитная плёнка магнетита Fе3О4 :
Такая коррозия называется пароводяной и имеет как равномерный, так и язвенный характер.
Образование слоя магнетита защищает металл от дальнейшей коррозии. Судя по количеству водорода, накопившегося в котлах в зависимости от времени, скорость роста магнетита подчиняется параболическому закону, а следовательно, контролируется процессами диффузии.
Любые факторы, действие которых приводят к разрушению защитного слоя, увеличивают скорость коррозии. Рассмотрим пример разрушения труб экранов на котле ТГМ- 96 (Д= 480 т пара / час). В целях оценки степени загрязнённости труб из экранов котла производились вырезки контрольных участков в зоне высокого тепловосприятия. Не прошло и года после пуска котла на вставке, заменившей контрольную вырезку, образовалась «отдулина» со свищём. Через год опять в этом же месте на новом участке вновь образовалась «отдулина» Анализ металла повреждённых труб не выявил каких-либо отклонений от требований технических условий. Вместе с тем качество сварки при ремонте экранов было весьма низким из-за неудобных условий её выполнения, на внутренней поверхности трубы в сварных соединениях были наплывы и неровности стыкуемых труб, что уменьшало сечение трубы в этом месте. Это явление можно объяснить следующим образом З она повреждения совпадает с участком начала парообразования. При появлении первых пузырей пара, происходила задержка пузырей в зоне наплывов сварных стыков, мелкие пузыри объединялись в пузырь большого размера, который затем уносился вверх по трубе. В период формирования крупного пузыря металл трубы нагревался, а затем после уноса пузыря с потоком котловой воды резко охлаждался. Это привело к разрушению защитной плёнки и протеканию пароводяной коррозии. Утонённая стенка под действием внутреннего давления пара сильно деформировалась, образовывалась «отдулина» и затем происходил разрыв трубы по образующей. Пример образования рыхлой окалины с протеканием пароводяной коррозии в этой зоне приведен на рис 2.1б.
Равномерная коррозия труб
Рис. 2.1. Равномерная коррозия труб.
А) коррозия трубопроводов тепловых сетей
Б) пароводяная коррозия экранных труб

Высокотемпературная ванадиевая и сернистая коррозия

Быстрому разрушению от наружной коррозии подвержены трубы паровых котлов, работающие в условиях высоких температур, в контакте с продуктами сгорания мазута, содержащего большое количество ванадия. Зола, образующаяся при сгорании такого мазута, содержит большое количество V2O5. Присутствие в золе продуктов сгорания ванадия и серы из топлива приводит к образованию окалины, температура которой равна   500°С (Т плавл. Fе3О4=1527°С). В результате на поверхности металла образуется губчатая пористая плёнка оксида Fe3O4, заполненная жидким электролитом расплавленных соединений, который играет роль элемента, интенсифицирующего процессы окисления.
Высокотемпературная коррозия может проходить в отсутствие ванадия с участием соединений серы. Примером такого разрушения могут служить повреждения труб холодной воронки котлов ПК-39 блоков 300 Мвт, работающих на экибастузских углях. При неполном сгорании угля в ступеньках труб холодной воронки (см. рис. 2.2) оседает зола с частицами угля, догорающими на трубах. При этом температура золы на этих участках поднимается до 500°С, идёт коррозия наружной поверхности трубы с образованием FeS. Разрушение труб холодной воронки происходит в результате утонения стенки с потерей их прочности.
Для наружной коррозии характерно увеличение её скорости за счёт уноса продуктов коррозии посредством механического износа, что приводит к постоянному повторению процесса и соответственно ускорению коррозии. Поэтому такой вид коррозии часто называется коррозионным износом.