Конструкция здания станции должна обладать определенной жесткостью и прочностью для восприятия усилий и ограничения деформаций. Представляя собой в упрощенном виде сочетание бычков (основных разделительных бычков между секциями, промежуточных бычков, бычков в спиральных камерах и отсасывающих трубах) и перекрытий (фундаментная плита, перекрытия турбинных камер и диффузоров отсасывающих труб и т. д.), здание обладает различной жесткостью в разных направлениях. Наибольшую жесткость здание станции имеет в направлении вдоль потока, наименьшую — поперек потока.
Для уменьшения напряжений, возникающих в конструкциях здания станции, специальными швами (плоскостями, перпендикулярными продольной оси здания) они разрезаются на отдельные секции. Длина секции назначается таким образом, чтобы напряжения не превышали допустимых значений.
Разрезка здания швами, параллельными оси здания, обычно не делается. В редких случаях такие швы делают в приплотинных зданиях и зданиях деривационных станций. Швы бывают осадочные (деформационные) и температурные.
Температурные швы обычно устраиваются через 20 — 30 и даже через 90 м. Осадочные швы, .расстояние между которыми зависит от качества основания и допустимых осадок, выполняются через 20 — 60 м. Для уменьшения общего количества швов часто применяется их совмещение.
Рис. 20.9. Расположение и конструкция деформационных швов в здании станции. Строительные размеры— в см, размеры металлоконструкций— в мм:
I —пеньковый канат 80 мм; ẓ—нержавеющая сталь, δ=15 мм; 3 — труба обогрева и наполнения шпонки № б и 6; 4 — пеньковый канат d-56 мм; 5 — битумный мат; 6 — труба осушения шва; 7 — плиты-оболочки; 8 — труба обогрева; 9 — железобетонная плита толщиной 120 — 250 мм; 10 — пакля в битумно-керосиновом растворе; 11 — сталь листовая, δ—3 мм; 12 — битумная смесь; 13 — пакля; 14 — труба обогрева и наполнения шпонок № 10 и 11; 15 — шов, см, между секциями здания станции; 16 — пеньковый канат мм; 17 — фанера, 0,4 см; 18 — сталь листовая 4X324 ми; 19 — швеллер 16, битумный мат, δ-1 см, три листа нержавеющей стали, δ—1,5 мм, битумная смесь; 20 — анкеры (сталь полосовая) 5X50 мм; 21 — котельная сталь, δ-5 мм, уголковая сталь 45X45X6 мм, битумная смесь, котельная сталь, δ—8 мм; технический войлок δ-5 мм, два листа нержавеющей стали δ=5 м;; 22 — котельная сталь, δ=8мм
Такие швы называются температурно-осадочными и располагаются в разделительных бычках. При ширине агрегатного блока от 10 до 30 м швы располагаются обычно через один или два агрегата, образуя секции здания длиной 20 — 60 м. Так, в секциях здания Волжской ГЭС имени XXII съезда КПСС длиной 60 м расположено два агрегата. При значительных колебаниях температуры расстояние между температурными швами должно быть уменьшено. В этом случае температурные и осадочные швы устраиваются раздельно.
Для исключения возможности протечек воды по деформационному шву в нем устраиваются противофильтрационные шпонки, обеспечивающие полную водонепроницаемость. Конструкция шпонок должна допускать возможность независимых деформаций смежных секций здания.
Устройство швов в разделительных бычках приводит к необходимости некоторого их утолщения. Обычно толщина бычка, через который проходит температурно-осадочный шов, составляет не менее 3,0 — 4,0 м.
В надагрегатной части деформационный шов проходит по оси подкрановых колонн, разрезая их на две равные части. Сечение колонны, по которой проходит деформационный шов, удваивается. Шов подкрановой балки совмещается со швом колонны. При различных осадках смежных секций здания выравнивание головки рельса крановых путей осуществляется установкой специальных подкладок. Конструкции шпонок и уплотнений деформационных швов изображены на рис. 20.9.