Булавицкая Н. Ю., Рассовский В. Л., Чачко А. Г.
Киевский институт автоматики - Днепрогидроэнерго
Электронные инструкции первоначально рассматривались как компьютерные аналоги обычных (бумажных) технологических инструкций. В дальнейшем было осознано, что этот продукт может дополнительно выполнять ряд других, не менее важных функций. Предлагаемый материал является также учебным пособием, он выступает как справочник, а в ряде технических ситуаций с успехом выполняет роль советчика оператора.
Таким образом, программный продукт является многоцелевым. Тем не менее, было решено сохранить его традиционное название - электронные инструкции (ЭлИн). Примеры ЭлИн приведены в [1].
Для Киевской ГЭС разработан и внедрен ряд электронных инструкций. Опыт разработки излагается в данной статье. Примеры взяты из инструкций “Ликвидация аварии в гидромеханической части Киевской ГЭС” и “Электрогенератор модернизированный”.
К настоящему времени установились основные составляющие ЭлИн, главные режимы программного продукта, а также требования к вычислительному оборудованию и программному обеспечению, которые позволяют подготовить ЭлИн и эксплуатировать их в цехах электростанций, на подстанциях и в условиях других энергопредприятий, например, в рамках учебно-тренировочных пунктов и центров.
Построение инструкций.
На основе опыта разработчиков ЭлИн и эксплуатационников ГЭС выделены составные части, входящие в ЭлИн и приведенные в таблице.
Рассмотрим подробнее состав ЭлИн.
Развитое оглавление возникает на основе подробной структуризации материала. Каждый пункт оглавления позволяет вызывать на экран с
помощью “мыши” соответствующую часть материала, что повышает оперативность использования инструкции.
Изложение материала осуществляется в виде текста, сопровождающегося графическими изображениями. Это главная часть ЭлИн. Текстовая составляющая должна быть краткой, четкой, однозначной. Необходимо снять повторы и неоднозначности, усилить связь между пунктами материала за счет перекрестных ссылок. Предпочтение отдается рисункам.
Наименование | Основное назначение |
Развитое оглавление | Позволяет удобно выбирать нужный работнику материал |
Изложение материала | Сообщение работнику нужной информации в виде гипертекста |
Контрольная часть ЭлИн | Служит для проведения экзамена |
Управляющий механизм | Определяет форма т экзамена и ход работы в режиме “программированное обучение” |
Словарь понятий | Обеспечивает обращение на уровне отдельных понятий |
Приложение, вспомогательный материал | Входит в ЭлИн с целью сократить и упростить основной текст |
Текст разделяется на отдельные пункты, каждому из которых дается заголовок. Все новые понятия выделяются, они же присутствуют в словаре понятий.
Рис. 1. ОПД простой
Примеры гипертекстов приводятся на рис. 1 и 2. Бланк ОПД (т.е. указания Отклонения, его Причин и необходимых Действий) - это средство организации принятия работниками оперативник решений. Входящие в них деревья оценки ситуации (ДОС) описаны в [2].
К бланку ОПД №17
Рис. 2. ОПД с ДОС
Контрольная часть служит для проверки знаний работником данной инструкции и состоит из вопросов, охватывающих весь материал. Опыт применения ЭлИн показал важность наличия в них развитой контрольной части. Вопросы, входящие в контрольную часть, для удобства включения их в состав экзамена целесообразно разделить на три - четыре группы, в частности, выделить вопросы, касающиеся устройства (конструкции) оборудования, и вопросы, связанные с режимом работы и ограничениями. В отдельную группу полезно собрать вопросы, относящиеся к нарушениям и отказам, а также предаварийным и аварийным ситуациям. Иногда, например, для атомных электростанций, необходима группа вопросов, связанных с поставарийным анализом состояния оборудования. Также особую группу образуют вопросы, касающиеся диагностических действий оперативного персонала и последовательности переключений оборудования, в частности, пуска его из различных состояний.
Например, в ЭлИн “Генератор” включено 40 вопросов, отражающих устройство агрегата, 56 вопросов по режиму его работы, в частности, по электрическим и тепловым характеристикам генератора, 35 вопросов, касающихся нарушений и отказов, а также 30 вопросов по пуску, выводу в резерв и полному останову генератора.
Управляющий механизм осуществляет случайный выбор вопросов из каждой группы и определение формата экзамена (числа предъявляемых испытуемому вопросов). Управляющий механизм также формирует итоговый протокол экзамена на каждого участника. Важную роль играет управляющий механизм в организации программированного обучения.
Словарь понятий позволяет вызвать входящую в ЭлИн информацию по именам объектов контроля и управления, названиям режимов или ситуаций. Словарь не является обязательной частью ЭлИн. Он полезен в наиболее сложных случаях. При этом в него включаются принятые на практике, но не используемые в инструкции сокращения или образные названия. Словарь содержит ссылки на другие ЭлИн, в которых раскрываются “внешние” по отношению к данной инструкции понятия.