Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Понятия изоляции обмоток - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

Глава 5
КОНСТРУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК
§ 20. Основные понятия
При создании конструкции изоляции ставится задача при минимальной толщине изоляции обеспечить высокую электрическую и механическую прочность и малую повреждаемость в процессе изготовления и во время эксплуатации машины. Для количественной оценки соотношения активных материалов в электрической машине (проводника токоведущей части и стали сердечника) и изоляции используется коэффициент заполнения паза f = qnpn/S, где q — сечение проводника, мм2; п — число проводников в пазу; S — сечение паза, мм2. Чем выше будет величина f, тем больше удельная мощность (кВт/кг) и к. п. д. машины. Увеличение f достигается в низковольтных машинах применением высокопрочных и однородных по прочности тонких полимерных материалов, а в высоковольтных машинах — применением термореактивного связующего и однородных слюдинитовых бумаг. Величина f ограничивается «сверху» технологическими факторами — при увеличении / затрудняется укладка обмоток и возрастает вероятность повреждения изоляции. Рекомендуемые максимально допустимые коэффициенты заполнения паза в зависимости от диаметра обмоточного провода и вида пазовой изоляции для всыпной и шаблонной обмоток приведены в табл. 11 [3].
Таблица 11


Паз

Обмотка

Пазовая
изоляция

Провод

D, мм

5,
мм2

Оптимальный /, %

Полузакры
тый

Всыпная

пск-л, ПСК-Ф
Гибкие миканиты, слюдиниты, слю- допласты

ПЭТВ,
ПЭТ-155,
ПЭФ-155

1,25
1,60

72

Открытый

Шаблон
ная

Стеклослюдинитовая (непрерывная или гильзовая конструкция)

ПСД

 

До 75

75—85

Примечание. D — диаметр круглого провода; S — сечение прямоугольного провода.
Применение тонких изоляционных материалов (типа ПСК-Л, ПСК-Ф) и высокопрочных эмалированных проводов (ПЭТВ, ПЭТ-155 и др.) дает возможность повысить мощность машин на 15...20%.
Вторым путем увеличения удельной мощности электрических машин является применение изоляции с более высокой нагревостойкостью, хотя повышение температуры обмотки может привести к некоторому снижению к. п. д. машины.
При конструировании изоляции обмоток необходимо учитывать условия окружающей среды, в которых машина будет длительно эксплуатироваться. Поэтому для разных климатических районов машины имеют различные исполнения, обозначаемые в соответствии с ГОСТами [19]. Например, исполнение машин, эксплуатируемых на суше в районах с умеренным климатом, — У, с холодным — Хл, с влажным тропическим — ТВ, с сухим тропическим — ТС.
Для машин, установленных на судах, исполнения обозначаются: М — плавание в районах с умеренным холодным климатом; ТМ — тропическим, ОМ — для неограниченного района плавания.



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети