Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Термомеханические испытания - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

§ 10. Термомеханические испытания (ТМИ)
Термомеханические напряжения, вызываемые тепловыми перемещениями проводников и изоляции, определяются температурным полем и зависящим от Т модулем (§5), а также релаксационными свойствами изоляции. Кроме того, их распределение по длине стержня зависит от адгезии на границах раздела проводник — изоляция и изоляция — сердечник, а также геометрии секций — соотношения длин пазовой части и вылета. Поэтому изоляция, подвергаемая ТМИ,, должна помещаться в условия, максимально близкие к реальным как по конструкции, так и тепловому режиму.
ТМИ изоляции турбо- и гидрогенераторов производятся на специальных установках — пазовых моделях. Они представляют собой натурные сегменты сердечника полной длины, содержащие несколько пазов (от 2 до 20), в которые уложены испытываемые обмотки. Схема одной из установок показана на рис. 21. Обмотка подсоединяется к источнику тока (до 10 кА), обеспечивающему нагрев проводников в соответствии с заданными максимальной температурой обмотки 7’ом и перепадом температуры медь — сердечник. По достижении заданной Том автоматически включается вентиль, подающий охлаждающую воду в полые проводники стержней. Таким образом обеспечивается ускоренное воспроизведение наиболее глубокого цикла нагрева и охлаждения машины пуска и остановки. Установка для термомеханических испытаний включает (рис. 21): 1 — испытуемые стержни; 2 сердечник; 3 — изолятор; 4 — трансформатор — источник тока; 5— управляемый электромагнитный вентиль  подачи воды; 6 — блок автоматического управления вентилем. В такой установке удается получить 2—3 цикла в час, что обеспечивает 30—40-кратное увеличение частоты циклов по сравнению с эксплуатацией. Длительность испытаний составляет от 2 до 10 тысяч циклов, состояние изоляции через каждые 500... 1000 циклов контролируется испытанием высоким напряжением, а после окончания ТМИ определяется длительная электрическая прочность изоляции, например методом постепенного увеличения UHCn.

Рис. 21

Рис. 22
Результаты испытаний некоторых систем изоляции, проведенные заводом «Электросила», показаны на рис. 22 (/ — «жесткая» изоляция; 2 — релаксирующая изоляция; 3— то же, что 2, но с пониженным содержанием связующего).
ТМИ изоляции относительно небольших машин, например двигателей с номинальным напряжением 6 кВ, проводятся на реальных машинах методом пуска-реверса. ТМИ сложны и трудоемки и поэтому проводятся на вариантах изоляции, отобранных по данным различных предварительных опытов. Вместе с тем они позволяют дать абсолютную оценку долговечности по термоциклическим воздействиям. ТМИ являются обязательным элементом типовых испытаний вновь разрабатываемых систем изоляции.



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети