Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Технология изготовления стержневых обмоток - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

§ 24. Технология изготовления стержневых обмоток
Стержневые обмотки применяются в статорах крупных машин, роторах асинхронных машин с фазным ротором, якорях крупных машин постоянного тока.
Стержневые обмотки крупных генераторов
Эти обмотки состоят из полувитков — стержней, каждый из которых для уменьшения потерь на вихревые токи набран из большого числа изолированных в пазовой и в лобовой частях элементарных проводников (ЭП), спаянных на концах. С этой же целью ЭП переплетаются (транспонируются) по длине стержня.
Для удобства транспонирования ЭП располагают в пазу в два слоя  по ширине паза (стержень Ребеля), таким образом, каждый стержень состоит из двух полустержней, имеющих общую корпусную изоляцию. В зависимости от системы
охлаждения обмотки ЭП могут быть сплошными или полыми. Большинство обмоток стержневого типа двухслойные (два стержня по высоте в пазу). По форме стержни выполняются с выгибом лобовых частей в одну сторону (петлевая обмотка для турбогенератора) или в разные стороны (волновая обмотка для гидрогенератора). Длина стержня крупного турбогенератора достигает 7000 мм при массе до 140 кг, а гидрогенератора — 2000...3000 мм при массе до 70 кг. На рис. 1 (§ 1) показан разрез пазовой части стержня турбогенератора с непосредственным водяным охлаждением. Стержень состоит из сплошных 1 и полых 2 проводников. Между рядами проложена стеклоткань 3, пропитанная термореактивным составом. На транспозиционных переходах ЭП подкладываются пластинки гибкого миканита 6, и места переходов выравниваются эпоксидной замазкой 8.
В обмотках высокого напряжения (10 кВ и выше) применяются меры для ослабления электрического поля и ч. р. у поверхности проводников. Это осуществляется либо наложением оболочки из полупроводящей ленты, например стеклоленты, пропитанной саженаполненным эпоксидно-фенольным лаком 7 (см. рис. 1), либо наложением на узкие грани стержня фольговых обкладок. Корпусная изоляция 4 выполнена из стеклослюдинитовой ленты (см. табл. 9).



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети