Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Технология пропитки обмоток - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

§ 27. Технология пропитки обмоток
Назначение пропитки отмечалось в § 13. Схематически процесс заполнения обмотки пропиточным составом разделяется на три этапа: сушки до пропитки, пропитки и сушки после пропитки. В зависимости от изоляции и пропиточного состава может быть исключена операция сушки или до пропитки, или после нее. Существуют следующие технологии пропитки: горячее погружение в лак; струйный способ; вакуум-нагнетательная.
Сушка перед пропиткой необходима, во-первых, для улучшения диэлектрических свойств изоляции и, во-вторых, для обеспечения наиболее глубокого проникновения лака (компаунда) в изоляцию.
Для каждого типа обмоток время сушки при выбранной температуре устанавливают опытным путем — получением «кривых сушки» Rиз(t) определяющих время, в течение которого достигается стабилизация значений сопротивления изоляции.
Указанные способы пропитки состоят в следующем.
Погружение в лак— пропитываемое изделие погружают в ванну с лаком, и лак под действием гидростатического давления и капиллярных сил проникает в обмотку, вытесняя воздух. Сушка пропитанного изделия проводится в две стадии: удаление растворителя и термообработка, необходимая для отверждения смолы.
Струйный способ (или капельный). Статор или якорь подключают к источнику электрического тока, который производит нагрев обмотки. Температура нагрева регулируется. В нагретую обмотку 1 через сопло 2 тонкой струей подается пропиточный состав 3 (рис. 36). При этом пропитываемое изделие находится в наклонном положении и вращается. Пропиточный состав подается на наружную и внутреннюю поверхности лобовой части обмотки и вследствие наклонного положения пропитываемого изделия, а также под действием капиллярных сил проникает через пазы между проводниками обмотки в нижнюю лобовую часть. По окончании пропитки статор (или якорь) поворачивается в горизонтальное положение и продолжает вращаться. При этом пропиточный состав равномерно распределяется в лобовых частях обмотки. Температура обмотки начинает повышаться, происходит желатинизация, а затем полное отверждение пропиточного состава.
Струйный способ пропитки обмоток
Рис. 36
Вакуум-нагнетательная пропитка. Изделие помещают в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак. Когда уровень лака станет выше изделий, создают давление. После снятия давления еще раз создают вакуум и только после этого извлекают изделия из автоклава.
Режим вакуум — давление эффективен. Вакуумная сушка уменьшает время сушки в среднем на 25... 50%. Отсутствие воздуха в изделии способствует глубокому проникновению лака в обмотку, усиливается этот процесс при создании давления. При применении этого способа пропитка производится один раз, особенно эффективен этот метод для многовитковых катушек. (Рекомендуемые лаки и технологические параметры пропитки и сушки изучить самостоятельно [6, с. 318—323].)
Особо необходимо остановиться на широко используемом в настоящее время вакуум-нагнетательном методе пропитки обмоток эпоксидными компаундами. Пропитываться эпоксидными компаундами могут отдельные катушки, стержни, укладываемые в пазы сердечника после отверждения (изоляция монолит); отдельные катушки, укладываемые в пазы в неотвержденном состоянии (изоляция монолит-3); катушки, стержни, уложенные в пазы сердечника (монолит-2). Схема технологического процесса дана на рис. 30 (§ 23).

Во всех случаях изоляция выполнена из сухих (непропитан- ных) стеклослюдинитовых лент. Для пропитки используют компаунд, состоящий из эпоксидной смолы и отвердителя. Например, один из широко используемых компаундов состоит из эпоксидно-диановой смолы типа ЭД-22, отвердителя ИМТГФА (изометилтетрагидрофталевого ангидрида) и ускорителя отверждения.
Режимы вакуум-нагнетательной пропитки изоляции монолит-2 эпоксидным компаундом представлены в табл. 13.
Таблица 13


Операция в рабочем котле

Т, °С

Давление, Па

Продолжительность операции, ч, для катушек с напряжением до 6600 В

Сушка при атмосферном давлении

70—80

2

Вакуумирование

60—70

(13—65) • 10-2

2

Подача компаунда

50—60

(13—65) *10-2

0,2—0,5

Создание и выдержка под давлением

40—60

(0,7—0,8)* 10+6

3

Выпуск компаунда

40—60

(0,7—0,8)-10+6

0,2—0,3

Процесс вакуум-нагнетательной пропитки осуществляется следующим образом.
В дегазационной колонке пропиточный компаунд освобождается от летучих, влаги, после чего хранится под вакуумом в сборнике. Пропитываемые статоры (якоря) или катушки (стержни), уложенные в ванну, помещаются в вакуумный котел. Температура в котле повышается, и с помощью вакуумного агрегата создается вакуум. При этом пропитываемые изделия сушат и дегазируют. Далее пропиточный компаунд перегоняется насосом через нагреватель в ванну с пропитываемыми изделиями. При пропитке для улучшения проникновения компаунда в обмотки в котле создается избыточное давление азота. Затем азот перекачивается в другой сосуд. Избыток пропиточного компаунда из ванны перегоняется благодаря перепаду давлений в смеситель-сборник, где под вакуумом смешивается со свежим компаундом, а через фильтр перегоняется в дегазационную колонку. После сушки и дегазации пропиточный компаунд через холодильник насосом перегоняется в сборник.



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети