Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

§ 23. Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления шаблонных обмоток
Рис. 29
С увеличением мощности машин уменьшается число эффективных проводов в пазу и увеличивается их сечение; при мощности машин более 100 кВт применение круглых проводов для получения необходимого сечения эффективного проводника (параллельное соединение большого числа проводов) становится технически и экономически невыгодным и обмотку выполняют из прямоугольного провода.
Катушки изготавливают, наматывая провода ровными рядами, что обеспечивает большую надежность витковой изоляции, которая при необходимости усиливается дополнительными прокладками. В низковольтных машинах (UH< Z < 660 В) пазовую изоляцию ГС устанавливают в сердечник до начала укладки катушек, а катушки не изолируют. Это позволяет разделить каждую катушку по ширине на две полукатушки и укладывать в паз не всю катушку сразу, а каждую полукатушку отдельно. При этом паз делают полуоткрытым, т. е. шлиц паза имеет ширину, несколько большую, чем ширина полукатушки.
Последовательность операций при изготовлении обмоток без корпусной изоляции показана на рис. 29, где 1, 3, 4 — прокладки изоляционные; 2—ГС (см. табл. 9). Для того чтобы лобовые части обмотки в переходных режимах машины не смещались, между ними устанавливают прокладки из стеклотекстолита, которые бандажируют к катушке. Для обеспечения жесткого крепления лобовых частей производятся их продольная и поперечная увязка стеклошнуром и дополнительная бандажировка к опорному кольцу.


Рис. 30


меньшие значения f относятся к машинам на напряжение 3,0 . .. 6,6 кВ, большие — до 660 В.

Наиболее надежны в эксплуатации обмотки, в которых корпусная изоляция полностью наносится на секции до укладки их в сердечник. Эти обмотки укладывают в статоры с открытыми пазами. Этот вариант изготовления изоляции широко применяется в машинах мощностью свыше 400 кВт на напряжение 3000 В и выше.
Технология изготовления шаблонных катушек с корпусной изоляцией определяется видом принятой изоляции. На рис. 30 показана последовательность основных операций при изготовлении катушек с различной изоляцией — термопластичной микалентной компаундированной изоляцией на основе битумного лака МКИ и двух вариантов термореактивной на основе эпоксидной смолы ТРИ. Во всех случаях применяется непрерывная конструкция изоляции (материалы даны в табл. 9).
При укладке катушек в кольцевой сердечник верхние стороны нескольких последних катушек (их число равно шагу обмотки) должны быть вынуты из пазов и отведены вверх для заводки в эти пазы нижних сторон соответствующих катушек по схеме обмотки. Это обстоятельство, а также возможность отклонений формы секций от расчетной, обусловливают важнейшие требования к катушечной обмотке — гибкость и эластичность при укладочных операциях. Эластичность, как правило, обеспечивается использованием в качестве связующего специальных высокомолекулярных смол, обладающих большой вязкоупругостью при температуре 80... 100°С, и укладка обмотки производится при этой температуре.



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети