Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Изоляция электрических машин

Пропиточные составы - Изоляция электрических машин

Оглавление
Изоляция электрических машин
Тепловые воздействия на изоляцию
Действие электрического поля
Перенапряжения и испытательные напряжения
Механические воздействия на изоляцию
Воздействие влажности
Определение нагревостойкости электроизоляционных материалов
Оценка долговечности при электрическом старении
Испытания изоляции механическими нагрузками
Термомеханические испытания
Проблемы комплексных воздействий
Контроль электрической прочности
Контроль монолитности изоляции
Контроль отверждения и увлажнения изоляции
Обмоточные провода
Пропиточные составы
Совместимость материалов
Композиционные материалы для изоляции
Понятия изоляции обмоток
Виды конструкций корпусной изоляции
Технология изготовления обмоток из круглого провода
Технология изготовления шаблонных обмоток из прямоугольного провода
Технология изготовления стержневых обмоток
Технология изготовления стержневых обмоток крупных генераторов
Технология изготовления обмоток якорей
Технология пропитки обмоток

§ 17. Пропиточные составы
Для повышения механической и электрической прочности, влагостойкости, теплопроводности, нагревостойкости изоляции обмотки электрических машин после укладки подвергаются пропитке специальными составами. Эти составы разделяются на два типа — лаки, состоящие из пленкообразующей основы и растворителя, и компаунды, т. е. не содержащие растворителей пленкообразующие пропиточные массы.
Для получения необходимых технологических свойств в пропиточную массу добавляют сиккативы — вещества, ускоряющие процессы отверждения лаковой основы, и пластификаторы, придающие гибкость лаковой пленке.
По изменению свойств при нагреве пропиточные составы разделяются на термореактивные, твердеющие в результате сшивания молекул (эпоксидные, кремнийорганические и др.), и термопластичные, твердеющие при охлаждении (битумные, некоторые полиэфирные и полиамидные и др.). Первые после отверждения при высокой температуре (160... 180° С) приобретают стабильные электрические и механические свойства, мало изменяющиеся при нагревании, у вторых при нагреве изменяется вязкость, а следовательно, и свойства. Так, механическая прочность на растяжение (0Р) с 35.: .40 МПа при температуре 20° С снижается до 3,5... 5,0 МПа при 105° С.
ТРИ благодаря пространственной структуре макромолекулы полимера имеет высокие и стабильные при нагревании электрические и механические свойства (сгР = 80... 100 МПа при 20° С и 40... 50 МПа при 130° С).
В производстве современных электрических машин основное применение нашли термореактивные пропиточные составы. Наиболее распространенные из них представлены в табл. 8.
Таблица 8


Тип
состава

Марка
состава

Лакооснова

ТИ,°С

Лак

МГМ-8

Меламинглифталемасляная

130

МЛ-92

Меламинглифталевая

130

ПЭ-933

Сополимер полиэфирной и эпоксидной смол

155

ЛЭФ-3

Эпоксиднофенольная

155

КО-916К

Кремнийорганическая

180

Компаунд

КП-34

Эпоксикремнийорганическая смола К-47 и полиэфиракрил

155

КП-10З

Эпоксиднометакриловая

155

К-67Ф

Кремнийорганическая

180

КП-18

Полиэфирная

130

Б-ИД9127

Ненасыщенные полиэфиримиды

180

Качество и надежность пропитанной изоляции зависят- не только от свойств лакоосновы, но и во многом определяются технологическими свойствами пропиточных составов. К этим свойствам относятся содержание пленкообразующих, вязкость, время высыхания в тонком и толстом слоях, время желатинизации, зависимость вязкости и времени сушки от температуры, пропитывающая способность, смачиваемость и др. Методы определения большинства указанных свойств включены в [20]. Знание технологических свойств позволяет установить оптимальный режим сушки и пропитки обмоток электрических машин, выбрать способ и оборудование для проведения этих операций (см. гл. 5). Особое значение при выборе пропиточного состава имеет совместимость его с другими материалами в системе изоляции.



 
« Износ электрических машин   Индукторные машины »
электрические сети