Стартовая >> Архив >> Генерация >> Эксплуатация гидроагрегатов

Система смазки и охлаждения подшипников и подпятников - Эксплуатация гидроагрегатов

Оглавление
Эксплуатация гидроагрегатов
Общие сведения о гидросиловых установках
Типы гидроэлектрических установок
Общее понятие о гидравлических турбинах
Решетки, щиты, шандоры и затворы гидротурбин
Новые типы гидротурбинных установок
Турбины Френсиса
Конструктивные узлы турбины Френсиса
Турбины Каплана и пропеллерные
Конструктивные узлы турбины Каплана и пропеллерных
Турбины Пельтона
Конструктивные узлы турбины Пельтона
Автоматические регуляторы скорости гидротурбин
Регуляторы проточного и котельного типов
Узлы регуляторов проточного типа
Узлы регуляторов котельного типа
Универсальный котельный регулятор
Маслонапорные установки регуляторов котельного типа
Затворы перед турбинами
Холостые спуски
Воздухоподводящие устройства
Центробежные выключатели
Водоотливные устройства гидротурбин
Типы гидрогенераторов и их главнейшие части
Подшипники и подпятники
Система смазки и охлаждения подшипников и подпятников
Тормозные устройства
Вентиляционные установки и защитные устройства от пожара
Возбуждение гидрогенераторов
Приемка гидротурбин в эксплуатацию
Методы определения коэффициента полезного действия гидроагрегата
Приемо-сдаточная документация
Регулирование стока
Характеристики гидротурбин
Наивыгоднейшие режимы работы гидротурбин и гидростанций
Параллельная работа агрегатов
Использование агрегатов в качестве синхронных компенсаторов
Влияние износа оборудования
Понятие о себестоимости гидроэлектроэнергии
Организация эксплуатации
Периодические осмотры и испытания
Оперативно-техническое обслуживание гидроагрегатов
Управление агрегатом в процессе эксплуатации
Работа защиты и сигнализации
Уход за гидроагрегатом и контроль его работы
Перевод работы гидрогенератора в режим работы синхронного компенсатора
Техника безопасности при эксплуатации
Автоматизация гидроагрегатов
Ненормальности в работе турбин и вспомогательного оборудования
Ненормальности в работе автоматических регуляторов
Ненормальности в работе маслонапорных установок
Ненормальности в работе гидрогенераторов
Аварии гидротурбинного оборудования
Аварии оборудования гидрогенераторов
Остановка гидроагрегатов  вследствие неблагоприятных природ явлений
Ремонт гидротурбинного оборудования
Организация и нормирование ремонтных работ
Основные приемы и методы производства ремонтных работ
Техника безопасности при ревизиях и ремонтах
Запасные части гидротурбин

Подаче масла к трущимся частям генератора — в подшипники и подпятники — уделяется весьма серьезное внимание, так как отсутствие масла между трущимися поверхностями вызывает перегрев и выплавление баббита из вкладышей и подпятника и тем самым аварию и длительную остановку агрегата. Циркуляция масла в системе смазки гидрогенератора может осуществляться различными способами; основными из них являются:

  1.  обособленная масляная система с собственным масляным насосом без наличия масляного фильтра;
  2. масляная система, общая с турбиной;
  3.  обособленная масляная система с собственным масляным насосом и фильтром;
  4. самоциркуляция масла, создаваемая вращающимися частями подпятника; охлаждение масла производится проточной водой, проходящей через змеевик, расположенный в ванне пяты.

В агрегатах малой мощности (до 5000 кет) применяется обособленная масляная система с собственным маслонасосом и без масляного фильтра, представленная на рис. 73. При этой схеме заполнение маслом масляной системы генератора производится от главной масляной магистрали станции через кран 1. Масло подается в ванну подпятника 6, откуда через перелив 3 попадает в ванну нижнего генераторного подшипника. В последней также имеется перелив 4 для спуска избытка масла в сливную магистраль станции. Так как зубчатый масляный насос 2 приводится во вращение от вала генератора, то после установления нормального числа оборотов генератора кран 1 закрывается и масляная система смазки работает самостоятельно. При работе генератора насос 2 подает масло в бак подпятника и в оба направляющих подшипника.

Рис. 73. Схема обособленной масляной системы (без фильтра) смазки подпятника и подшипников генератора
Далее масло самотеком через перелив сливается в ванну нижнего направляющего подшипника, где установлен насос. Трубы 5 служат для слива масла при его замене или при демонтаже генератора.
Для проверки течения масла по маслопроводам служат масло- указатели и струйные реле. Скорость циркуляции масла также проверяется и регулируется. Температура масла проверяется обычными термометрами, электротермометрами и температурными реле. В более мощных агрегатах иногда применяется объединенная система смазки для генератора и турбины, только в этом случае подпятник большей частью имеет свой отдельный насос, как это видно, например, на схеме рис. 74, где изображены два варианта, в которых легко разобраться самостоятельно. Охлаждение циркуляционного масла при этом достигается различными способами, как это было изложено выше. По пути движения масла имеются фильтры.

Рис. 74. Схемы маслопроводов для смазки подпятника и подшипников генератора
Существует еще обособленная система смазки генератора с фильтрами, применяемая для агрегатов средней и большой мощности. На рис. 75 изображена одна из этих схем в упрощенном виде. Показанный справа бак фильтра разделен сеткой на две части для грязного и чистого масла.

Эта сетка для очистки может выниматься во время работы агрегата. При этой операции автоматически действующий клапан закрывает доступ загрязненного масла в систему смазки. Фильтр устроен так, что при чрезмерном загрязнении сетки излишек масла из отделения грязного масла переливается в отделение чистого масла; при этом фильтрация
масла через фильтр хотя и уменьшается, однако подача масла в подпятник и подшипники не прекращается.


Рис. 75. Схема обособленной масляной системы (с фильтром) смазки подпятника и подшипников генератора
Расход масла для направляющих вкладышей гидрогенераторов средней и большой мощности колеблется от 3,5 до 4,5. В очень крупных агрегатах при большом расходе масла для смазки приходится масляный насос генератора устанавливать вне пределов последнего, снабжая его специальным электродвигателем. Для повышения надежности действия смазки дополнительно устанавливается резервный насос с приводом от двигателя постоянного тока, который автоматически включается в работу при аварии с основным насосом.
Перед пуском вся масляная система генератора должна быть заполнена маслом. Для окончательного удаления из масла всех примесей в виде механических частиц необходимо при помощи постороннего насоса дать маслу возможность циркулировать через весь трубопровод, вкладыши и фильтр или через марлю на впускной трубе в течение нескольких суток, в зависимости от осадков на фильтре или марле.
Для того чтобы смазочное масло отвечало своему назначению, к нему предъявляются определенные требования в отношении вязкости, кислотности, температуры вспышки, теплостойкости и т. д. Наиболее употребительными марками масел для гидрогенераторов являются масла — турбинное Л и турбинное УТ.
Вязкость смазочных масел имеет большое значение в работе подпятника, так как от вязкости масла зависит способность создания масляного клина, а также и надлежащая работа насосов смазки.



 
« Эксплуатация генераторов   Эксплуатация электростанций, работающих при сверхкритических параметрах »
электрические сети