Содержание материала

§ 61. Ненормальности в работе маслонапорных установок; их предупреждение и устранение
В небольших котельных регуляторах, имеющих механический ручной привод для управления направляющим аппаратом турбины, расстройство маслонапорной части регулятора или выход из строя маслонапорной установки обычно вынуждает переводить агрегат на ручное регулирование, впредь до исправления неполадок в маслонапорной части регулятора. Таким образом неполадки последней в большинстве случаев не требуют немедленной остановки агрегата; иногда возможно произвести устранение неполадок на ходу с последующим переводом агрегата вновь на автоматическое регулирование. В мощных котельных регуляторах, где управление агрегатом и на ручном регулировании может осуществляться лишь при исправном состоянии маслонапорной установки, расстройство или выход из строя последней приводит к немедленной остановке агрегата.
Остановимся на наиболее вероятных ненормальностях в работе маслонапорных установок.

Падение давления в котле маслонапорной установки

При работающей маслонапорной установке падение давления в котле может произойти по следующим причинам:
а) в случае выхода из строя масляного насоса и прекращения пополнения котла маслом под давлением;
б) в случае весьма интенсивного расходования масла из котла, когда масляный насос не в состоянии в короткое время восполнить убыль масла под давлением из котла;
в)  в случае выхода из строя перепускного клапана, когда последний не прикрывается, несмотря на понижение давления в котле;
г)  в случае выхода из строя предохранительного клапана, когда последний по каким-либо причинам окончательно не закрылся после своего действия при аварийном повышении давления в котле или произошла поломка пружины предохранительного клапана.
При выходе из строя масляного насоса маслонапорной установки следует немедленно включать резервный масляный насос (если таковой имеется) или при помощи соединительного масляного трубопровода немедленно переходить на питание регулирующей системы маслом под давлением от соседнего работающего агрегата. Если в короткое время невозможно произвести упомянутые операции, необходимо принимать меры к немедленной остановке агрегата. Как уже говорилось выше, эта остановка агрегата должна быть произведена после сработки реле низкого давления, если маслонапорная установка снабжена последним.
Наиболее вероятными причинами выхода из строя механизмов маслонапорной установки, в том числе и масляных насосов, является загрязненность масла в регулирующей системе, высокая температура масла (свыше 50—55° С) и, как следствие этого, заедания и надиры трущихся частей механизмов. В этом отношении наиболее уязвимыми являются цапфы и втулки масляных зубчатых насосов, поверхности винтов и упорных подпятников масляных винтовых насосов, золотники и поршни перепускных клапанов, седла и направляющие стаканов предохранительного клапана. Поэтому необходимо во время эксплуатации агрегата следить за состоянием фильтров насоса, перепускного клапана и фильтров других механизмов, систематически контролируя и очищая их от загрязнения. В случае ненормального повышения температуры масла в регулирующей системе, надо принимать меры к его охлаждению и в случае необходимости устанавливать охлаждающие устройства (например, охлаждающие змеевики в масляных ваннах и резервуарах регулирующей системы).
Падение давления в котле маслонапорной установки при остановленном агрегате обычно происходит вследствие утечек масла и воздуха через неплотности фланцевых соединений, неплотности запорных клапанов и протечек через золотник реле давления. Поэтому в случае резкого падения давления в котле следует по возможности устранить все неплотности. Следует, однако, иметь в виду, что при остановленном агрегате давление всегда несколько понижается вследствие охлаждения воздуха в котле маслонапорной установки.

Слишком высокий уровень масла в котле

При работающем агрегате и нормально действующей маслонапорной установке уровень масла в котле повышается вследствие утечек воздуха из котла через неплотности в воздушной части котла. Это требует частой подкачки воздуха в котел. Для устранения протечек воздуха следует прежде всего разобрать и осмотреть обратный воздушный клапан на воздушной магистрали от компрессора к котлу и проверить состояние седла и тела клапана. В случае попадания на седло посторонних тел, мусора или грязи, следует клапан промыть в керосине, а иногда и вновь притереть уплотняющие буртики. Во избежание попадания грязи и посторонних тел на седло клапана, следует тщательно продуть сжатым воздухом весь трубопровод от компрессора к котлу. Где это необходимо, следует сменить уплотняющие прокладки на котле маслонапорной установки.

Слишком низкий уровень масла в котле

При работающем агрегате и нормально действующей маслонапорной установке уровень масла понижается вследствие избытке воздуха в котле. При этом следует, согласно существующим инструкциям, выпустить из котла часть воздуха. Однако понижение уровня масла в котле при какой-либо аварии в масляной системе регулирования агрегата обычно сопровождается падением давления, и для предупреждения этого следует принимать меры, указанные в п. 1 настоящего параграфа.

Поломка масло мерного стекла котла

При поломке масломерного стекла на котле маслонапорной установки необходимо немедленно закрыть краны, соединяющие его с котлом и в течение короткого времени, впредь до получения разрешения на остановку агрегата, можно контролировать уровень масла косвенным путем, т. е. по указателю уровня масла в сливном баке или резервуаре маслонапорной установки. Однако работать на таком режиме длительно не следует, так как отсутствие непосредственного контроля за уровнем масла в котле может привести к полному расходу масла или воздуха из котла и нарушению правильного снабжения маслом под давлением регулирующей системы агрегата.

Прекращение действия масловоздушного компрессора (масловоздушной помпы)

Наиболее вероятной причиной прекращения действия масловоздушного компрессора является загрязнение или ржавление частей, а также заедание его золотника или износ седел всасывающего и нагнетательного клапанов.
Для устранения причин прекращения действия компрессора следует его осторожно разобрать, тщательно промыть в керосине корпус и все части, устранить осторожной шлифовкой имеющиеся натертости и места ржавления, проверить легкость и плавность перемещения золотника и поршня, в случае необходимости вновь осторожно притереть седла всасывающего и нагнетательного клапанов. При длительной непрерывной работе компрессор может сильно перегреваться, и в этом случае его следует останавливать для охлаждения.