Содержание материала

Параллельная работа двух или нескольких гидроагрегатов в общую сеть аналогична работе нескольких двигателей, работающих на один трансмиссионный вал. При этом все агрегаты  будут иметь одинаковое число оборотов.

Рис. 81. Примеры регулировочных характеристик
Если на одном из них увеличить открытие регулирующего органа, то, очевидно, он возьмет на себя и большую нагрузку. Точно такое же явление будет происходить и при работе гидрогенераторов параллельно на одну общую сеть.
Обратимся к так называемой регулировочной характеристике, представляющей зависимость числа оборотов от нагрузки. Отложив по горизонтальной оси (ось абсцисс) мощность, по вертикальной (ось ординат) — соответствующее число оборотов агрегата n, получим график в виде некоторой линии, приближающейся к прямой. Так, для чисто изодромного регулирования этот график или регулировочная характеристика представится в виде прямой АВ, параллельной горизонтальной оси графика, как показано на рис. 81. Для регулятора, имеющего некоторую степень неравномерности, регулировочная характеристика будет иметь наклон (линия А'В').
Очевидно, что с увеличением степени неравномерности наклон регулировочной характеристики будет также увеличиваться.
При помощи механизма изменения числа оборотов регулятора регулировочная характеристика может смещаться параллельно самой себе в вертикальном направлении, обычно в пределах +5—6% от нормальных оборотов. На рис. S2 изображены два положения регулировочной характеристики АВ и А'В, которые могут быть получены путем перестановки механизма изменения числа оборотов.

Рис. 82. Регулировочная характеристика с остающейся степенью неравномерности
Смещение регулировочной характеристики при одиночно работающем агрегате вызывает изменение числа оборотов агрегата.
Так, например, если агрегат работал при мощности N1= 0,8 Nмакс и числе оборотов n1, (точка а на характеристике АВ), то при смещении характеристики в положение А'В' нагрузка агрегата, работающего на изолированную сеть, остается без изменения, а число оборотов уменьшается до величины n2 (точка b). То же смещение характеристики при параллельно работающем агрегате вызывает изменение нагрузки на агрегат. Если агрегат работает на очень мощную сеть, а его мощность составляет незначительную долю от мощности всей сети, то в рассматриваемом случае работа агрегата перейдет в точку с, лежащую на горизонтали ас, с тем же числом оборотов n1, но меньшей мощностью N2. Это же смещение регулировочной характеристики может вызвать изменение оборотов и перераспределение нагрузки между параллельно работающими агрегатами, если мощность каждого агрегата представляет значительную долю от мощности всей сети.
Вообще говоря, если электрическая система обслуживается рядом параллельно работающих агрегатов, то всякое изменение нагрузки в системе распределится между агрегатами таким образом, что изменение нагрузок каждого агрегата, выраженное в относительных величинах, будет обратно пропорционально коэффициентам неравномерности каждого агрегата. Другими словами, всякое увеличение нагрузки в системе, по достижении установившегося режима, распределяется между агрегатами так, что агрегаты, имеющие меньшую степень неравномерности, берут на себя большую добавочную нагрузку; наоборот, агрегаты, имеющие большую степень неравномерности, берут на себя меньшую часть добавочной нагрузки.
Для примера рассмотрим параллельную работу двух агрегатов, одинаковой мощности, имеющих одинаковую степень неравномерности.

Рис. 83. График параллельной работы агрегатов с одинаковой степенью
неравномерности
Предположим, что первый и второй агрегаты имеют одинаковую нагрузку, равную N1 и N2, как изображено на графиках рис. 83. При этом их общее синхронное число оборотов соответствует линии O1—O1. Общая мощность обоих агрегатов, отдаваемая в сеть, равна:

При увеличении нагрузки каждый агрегат примет добавочную нагрузку, равную ΔΝ1-2, и общая мощность, отдаваемая в систему, будет равна:

При этом обороты обоих агрегатов несколько понизятся до уровня, соответствующего линии O2 — O2.
Если два параллельно работающие агрегата имеют различную степень неравномерности, как изображено на графиках рис. 84, то распределение добавочных нагрузок не будет одинаковым и изобразится отрезками ΔΝ1 и ΔN2, не равными между собой.
Как видно из рис. 84, добавочная нагрузка ΔΝ2 второго агрегата будет меньше добавочной нагрузки ΔN1 первого агрегата, имеющего более пологую регулировочную характеристику. При этом, как и в первом случае, обороты обоих агрегатов понизятся до уровня, соответствующего линии 02—02.

Рис. 84. График параллельной работы агрегатов с неодинаковой степенью·.
неравномерности
Для возвращения синхронных оборотов обоих агрегатов до прежней величины, соответствующей линии O1—Ο1, необходимо регулировочные характеристики обоих агрегатов сместить параллельно самим себе вверх, что производится изменением нагрузки агрегата при помощи механизма изменения числа оборотов регулятора. При этом характеристика первого агрегата займет положение b1-b1 вместо  α1 -α1, а второго агрегата — b2 -b2 вместо а2 -а2. При уменьшении нагрузки параллельно работающих агрегатов будет происходить то же явление, только в обратном направлении.
Таким образом смещением регулировочных характеристик можно производить любое перераспределение нагрузок между параллельно работающими агрегатами. Понятно, что если бы регулировочная характеристика имела не наклонное, а горизонтальное положение (как при изодромном регулировании), то устойчивого перераспределения нагрузок, при параллельно работающих агрегатах, получить было бы невозможно. Поэтому регуляторы Параллельно работающих агрегатов всегда имеют механизм для изменения степени неравномерности, величина которой устанавливается в зависимости от требований и условий эксплуатации агрегата.
Однако хорошая и надежная параллельная работа двух или нескольких агрегатов на одну общую сеть возможна лишь в том случае, если системы регулирования агрегатов находятся в хорошем состоянии, а их регулировочные характеристики приближаются к прямой и совпадают друг с другом. При этом под хорошим состоянием надо понимать полное, по возможности, отсутствие мертвых ходов и люфтов, а также ненормальных, трений и заеданий в шарнирных звеньях кинематических передач системы регулирования.
Все механизмы регулятора должны работать четко, без вредных запаздываний. Поэтому при параллельной работе агрегатов основным требованием является систематическое наблюдение за состоянием и работой кинематических передач системы регулирования, их своевременной смазкой и правильной регулировкой передач и механизмов регулятора.