Содержание материала

ГЛАВА XV
РЕМОНТ ГИДРОТУРБИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 66. Классификация ремонтов

Ремонт является средством, при помощи которого оборудованию возвращаются его технические свойства, утерянные в процессе эксплуатации.
Величина и характер износа действующего гидротурбинного оборудования зависят от его параметров и длительности эксплуатации, поэтому для его восстановления применяются различные виды ремонта. Каждому ремонту предшествует соответствующий осмотр — ревизия оборудования, в результате которой устанавливаются объем и характер ремонта. В связи с этим существуют, различные виды ремонтов, которые могут быть следующим образом классифицированы:

  1. периодический осмотр;
  2. текущий ремонт;
  3. капитальный ремонт;
  4. капитальный ремонт в увеличенном объеме;
  5. внеплановый (аварийный) ремонт.

Периодический осмотр — это проверка состояния оборудования в промежутках между ремонтами, без перерыва в эксплуатации. Производится в то время, когда агрегат находится в резерве, с целью контроля действия отдельных механизмов и защитных устройств и проверки состояния малодоступных, наиболее изнашивающихся механизмов турбины без сколько-нибудь существенной разборки. Указанные осмотры производятся 2—3 раза в период между ремонтами.
Текущий ремонт — это планируемые работы по ликвидации дефектов оборудования, возникших в межремонтный период эксплуатации в результате физического износа сменных деталей, нарушения настройки отдельных механизмов, загрязнения и т. д.
Указанные дефекты выявляются обычно периодическими осмотрами.
Этот вид ремонта, как правило, исключает необходимость полной разборки наиболее сложных механизмов и демонтажа агрегата. Целью этого ремонта является предупреждение неожиданных остановок агрегата из-за чрезмерного износа и расстройства его механизмов. Поэтому текущий ремонт относится к плановопредупредительным ремонтам. Производится 2—3 раза а промежутках между капитальными ремонтами.
Капитальный ремонт — это планируемые работы по ликвидации крупных дефектов оборудования, возникших в процессе эксплуатации в результате физического износа основных и сменных деталей, нарушения настройки механизмов и т. д. Этот вид ремонта предполагает восстановление оборудования до уровня, близкого к его первоначальному состоянию. Обычно при капитальном ремонте производится разборка наиболее сложных механизмов. Как правило, капитальный ремонт производится один раз в году.
Капитальный ремонт в увеличенном объеме — это планируемые работы по ликвидации крупных дефектов оборудования, возникших в процессе длительной эксплуатации в результате физического и в некоторых случаях «морального»* износа оборудования. Целью этого ремонта является проверка состояния всех механизмов гидроагрегата, восстановление, модернизация и в некоторых случаях реконструкция отдельных частей. Такого рода ремонты обычно сопровождаются полным демонтажом агрегата с разборкой всех механизмов и производятся через 2 — 5 лет.
Внеплановый (аварийный) ремонт — это работы по ликвидации дефектов оборудования, возникших в результате происшедшей аварии или ликвидации ненормальностей, угрожающих аварией.

* Под моральным износом понимают такое состояние оборудования, когда оно, оставаясь годным для эксплуатации, является устаревшим по своим качествам.    

§ 67. Периодичность ремонтов

Износоустойчивость элементов гидротурбинного оборудования зависит от ряда факторов: качества материалов и особенностей конструкции, скорости воды и степени насыщенности ее наносами, качества эксплуатации и т. д. Ввиду этого, периоды между ремонтами должны устанавливаться с учетом степени интенсивности износа деталей каждого типа турбин в отдельности таким образом, чтобы до ремонта износ не снижал надежности работы оборудования. Поэтому периоды между различного рода ремонтами различных типов гидротурбин разнообразны.
При составлении норм периодичности осмотров, ревизий и ремонтов следует иметь в виду следующее:
а) необходимо избегать частой разборки хорошо работающих механизмов без особой надобности, так как всякая разборка и последующая сборка механизмов вредно отражаются на их состоянии;
б) периоды между ремонтами, предусматривающими разборку механизмов, должны быть возможно удлинены и должны соответствовать технической необходимости, определяемой износом частей, опытом работы аналогичного оборудования и наличием каких- либо отрицательных показателей в работе оборудования;
в) следует всемерно избегать полной разборки, особенно таких узлов оборудования, как подпятник, колонка управления регулятора, направляющий аппарат, рабочее колесо турбины Каплана и т. д.
Опыт показал, что оборудование значительного количества турбин при надлежащей эксплуатации может без капитального ремонта надежно работать до одного года и больше. Поэтому для удобства планирования ремонтов подобных турбин, как правило, установлен годичный период между капитальными ремонтами, что удачно согласуется с водными режимами рек, имеющих не менее одного раза в течение года маловодье, при котором поочередная остановка турбин не вызывает недовыработки гидростанциями электроэнергии. Однако годичный межремонтный период оборудования для некоторых гидростанций неприемлем. Так, например, для высоконапорных станций, где водоток несет значительное количество взвешенных частиц, периодичность должна быть меньше года. На гидростанциях с годичным регулированием, оборудование которых интенсивно не изнашивается, периодичность может быть значительно больше года и практически часто устанавливается с учетом загрузки энергосистемы.
Таким образом периодичность ремонтов следовало бы устанавливать с учетом особенностей данной гидростанции, потребностей энергосистемы и в пределах технической потребности ремонта каждого типа турбины в отдельности. Периодичность капитальных ремонтов в увеличенном объеме устанавливается в зависимости от степени износа основных частей турбины и необходимости реконструкции или модернизации некоторых ее элементов. Вне зависимости от этого, в течение первых пяти лет эксплуатации должна быть произведена капитальная (полная) ревизия, сопровождаемая демонтажом агрегата и разборкой всех механизмов и производством капитального ремонта, как это предусмотрено ПТЭ (§ 1010). Объем работ и порядок проведения периодических осмотров указаны в § 48.