Содержание материала

Использование гидроагрегата для работы в режиме синхронного компенсатора разрешается в тех случаях, когда такая работа может происходить при опорожненной от воды полости рабочего колеса и без нарушения работы смазки и теплового режима генератора. Порядок работы в этом режиме устанавливается инструкцией, согласованной с заводом-изготовителем. Перевод генераторов в режим синхронных компенсаторов производится без остановки агрегатов и не требует никаких переключений в электрической схеме.
При переводе гидрогенераторов в режим синхронного компенсатора в тех случаях, когда рабочие колеса турбин расположены выше уровня воды нижнего бьефа, освобождение рабочего колеса турбины от воды производится впуском атмосферного воздуха и срывом вакуума во всасывающей трубе при закрытом направляющем аппарате; в тех случаях, когда рабочие колеса гидротурбин расположены ниже уровня воды в нижнем бьефе, следует применять отжатие воды сжатым воздухом.
Процесс срыва вакуума происходит в следующем порядке:

  1. агрегат, работающий параллельно с другими агрегатами, с пульта управления разгружается от активной мощности до нуля и без отключения от сети переводится на ручное регулирование:
  2. в турбину впускается атмосферный воздух через установленные для этой цели трубы и закрывается направляющий аппарат; агрегат при этом начинает работать мотором, получая энергию от сети; срыв вакуума, указывающий на окончание процесса опорожнения рабочего колеса, происходит через 1—3 мин. и определяется по снижению до определенного минимума потребляемой активной мощности (по щитовым приборам);
  3. после срыва вакуума все вентили на трубах, подводящих воздух в турбины, закрываются и поднятием возбуждения на генератор принимается необходимая реактивная нагрузка.

Для обратного перевода агрегата в режим генератора реактивная нагрузка снижается до нуля, после чего в порядке нормального пуска открывается направляющий аппарат и агрегат нагружается активной нагрузкой.
Освобождение рабочего колеса от воды отжатием ее при помощи сжатого воздуха и перевод генератора в режим синхронного компенсатора производятся следующим образом:

  1. агрегат запускается нормально и подключается на параллельную работу;
  2. полностью закрывается направляющий аппарат турбины, а лопасти рабочего колеса (y турбин Каплана) устанавливаются в положение, соответствующее полному закрытию направляющего аппарата;
  3. открываются вентили на крышке турбины для предварительного срыва вакуума в рабочих полостях турбин;
  4. когда вакуум частично сорван, один вентиль закрывается, а через другой в камеру рабочего колеса подается сжатый воздух: в течение 5—10 мин. камера рабочего колеса заполняется воздухом с избыточным давлением 400—450 мм рт. ст. (в зависимости от высоты нижнего бьефа).
  5. после освобождения рабочего колеса от воды, что определяется по уменьшению потребляемой активной мощности, впуск сжатого воздуха прекращается и с этого момента гидрогенератор готов к принятию реактивной нагрузки; компрессором необходимо периодически через каждые 2—3 часа подкачивать воздух в течение 2—3 мин., иногда воздух подается автоматически от ресивера.

Необходимо следить за положением стопора сервомотора направляющего аппарата, который должен быть включен.
В случае отжатия воды необходимо следить за давлением в камере рабочего колеса.
Объем наблюдений за состоянием турбины и обслуживание ее при работе агрегата в режиме синхронного компенсатора остаются теми же, что и при нормальной работе агрегата.