Устройства АПВ электродвигателей для обеспечения самозапуска могут выполняться как индивидуальные, так и групповые.
Для примера приведем устройство (для 12 двигателей) самозапуска УСД-12 (рис. 2,10), разработанное в "Союзхимпромэнерго" [б]. При исчезновении или снижении напряжения до величины уставки реле напряжения РН контакты последнего отключают реле времени PB1, что приводит к обесточиванию катушки промежуточного реле РП. При этом обесточивается цепь питания реле РВ2 и подготавливаются к включению цепи катушек реле времени РВ3 и реле повторителей 1ΡΠ, 2РП, 3РП, замыкающие контакты которых шунтируют кнопки "Пуск". Контакты реле времени обеспечивают возможность ступенчатого самозапуска электродвигателей, т е. осуществления его в три очереди, что повышает напряжение самозапуска и увеличивает величину допустимой мощности самозапускаемой нагрузки.
Рис. 2.10. Устройство обеспечения самозапуска группы двигателей (УСД-12).
Если длительность кратковременного перерыва питания превышает величину выдержки времени реле РВ2, контакт РВ2 размыкает цепь включения реле 1ΡΠ, 2РП, ЗРИ и самозапуск не происходит.
Значительным недостатком схемы является необходимость использования ключей управления или кнопок с фиксированным положением "Стоп", так как при использовании кнопок с самовозвратом при кратковременном перерыве питания происходит самовключение двигателей, которые были ранее отключены кнопкой "Стоп", т.е. находились в резерве.
Для предотвращения самопроизвольного включения оперативно отключенных двигателей последовательно с контактом реле группового устройства самозапуска включается контакт двухпозиционного промежуточного реле типа РП-12 (рис. 2.II), фиксирующий состояние двигателя до кратковременного перерыва питания. Если двигатель отключен, контакт РП разомкнут и самозапуск двигателя не происходит. Если двигатель включен, то контакт РП замкнут и при восстановлении напряжения и срабатывания группового реле (1РП, 2РП, 3РП) двигатель идет в самозапуск.
Рис. 2.11. Схема запрета самозапуска оперативно отключаемых двигателей.
Анализ одной из самых распространенных схем группового самозапуска показал, что несмотря на кажущиеся преимущества, применение групповых АПВ должно быть ограничено. Объясняется это сложностью технологических процессов, требованием 2-х, 3-х кратного резервирования, что вносит в схему группового АПВ сложность выбора двигателя работавшего агрегата для самозапуска. Если же учесть необходимость прокладки довольно разветвленных коммутационных связей, даже при централизованном расположении аппаратуры управления электродвигателями, то применение группового АПВ становится экономически нецелесообразным.