Содержание материала

Постоянный рост надежности источников питания, линий электропередач,  трансформаторных подстанций, быстродействующих защит и сетевой автоматики позволяет до минимума сократить перерывы в снабжении электрической энергией производственных агрегатов на промышленных предприятиях. Между тем,  как показывает практика, эффективность всех мероприятий по повышению надежности может быть существенно снижена из-за отсутствия в схемах электроснабжения промышленных предприятий средств и способов,  способствующих сохранению непрерывности технологических процессов при кратковременных исчезновениях (глубоких понижениях) питающего напряжения.
Неправы те электротехнические службы предприятий,  которые в первую очередь стремятся обеспечить самозапуск только высоковольтных двигателей,  улучшая их моментные характеристики, схемы электроснабжения,  совершенствуя релейную защиту и автоматику.
Это утверждение подтверждается тем,  что известны случаи [5] когда исчезновение питающего напряжения даже на 0, 25 с приводит к расстройству технологического процесса производства. Следствием аварии, несмотря на обеспеченность самозапуска синхронных двигателей компрессоров мощностью 2000 и 3900 кВт по длительности бестоковой паузы и уровню остаточного напряжения,  явилось отпадание магнитных пускателей (МП) двигателей напряжением 0, 4 кВ маслонасосов и вентиляторов,  что вызвало отключение синхронных двигателей по технологическим блокировкам. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обеспечение самозапуском начинать с ответственных двигателей напряжением до 1000 В с последующим анализом поведения высоковольтных машин.
Способы обеспечения самозапуска электродвигателей,  управляемых контакторами (МП),  следует классифицировать на две основные группы:

  1. способы,  основанные на полном отказе от защиты минимального напряжения (ЗМП);
  2. способы,  основанные на создании выдержки времени ЗМН контакторов (МП).

К первой группе,  как правило,  относят прием,  заключающийся в замене или временном перемыкании постов управления контакторов (МП) различными переключателями,  тумблерами,  рубильниками и т.д.
Обеспечение самозапуска указанным способом является наиболее простым и легко осуществимым решением, применение которого, однако,  должно быть весьма ограничено,  так как полный отказ от ЗМН делает возможным самозапуск двигателя после длительного перерыва питания,  что в большинстве случаев недопустимо по условиям технологии и техники безопасности. Следующей негативной стороной этого мероприятия является преднамеренный отказ от какой-либо степени автоматизации технологического агрегата.
Ко второй группе относятся исключительно электрические способы,  которые,  в свою очередь,  можно классифицировать по воздействию на коммутационный аппарат в течение бестоковой паузы на пассивные и активные.
Устройства на базе пассивных способов воздействия характеризуются тем,  что не препятствуют отключению контактора (МП) при исчезновении напряжения сети и подключают двигатель к питающему напряжению только при его восстановлении в течение заданного времени. К ним относятся все многочисленные АПВ контакторов (МП) с установленной выдержкой времени в пределах критического времени перерыва электроснабжения. Особенностью режима самозапуска двигателей с вышеуказанными устройствами является то,  что выбег двигателей в момент бестоковой паузы протекает индивидуально,  не зависимо один от другого.
Устройства же активного воздействия управляют коммутационным аппаратом в течение всей бестоковой паузы,  оставляя якорь контак- тора(МП) включенным в интервале заданного времени. При этом группа ответственных двигателей выбегает обощенно, т.е. с усредненной механической постоянной времени,  что очень существенно отражается на режиме повторного пуска.
При всем многообразии устройств АПВ,  реализующих пассивный способ воздействия в бестоковую паузу,  принципиальной разницы в них нет. Однако конструктивные отличия,  которые возникают из-за использования различных средств для воздействия на цепи управления,  порой существенно влияют на уровень напряжение срабатывания Uср катушек управления контакторов (МП) при самозапуске.
Средства же активного воздействия на коммутационные аппараты в бестоковую паузу порой принципиально различаются по выполнению.


Pиc. 2.1. Классификация способов и средств обеспечения самозапуска  двигателей напряжением до 1000 В.

Так все известные устройства [6, 7] можно разграничить на электромеханические,  электромагнитные и магнитоэлектрические.
Обзор и анализ существующих работ,  проведенный за последние годы, позволил классифицировать средства и способы обеспечения самозапуска двигателей напряжением до 1000 В в следующем порядке (рис. 2.1.).
Особенностью устройств,  выполняемых на базе того или иного способа, является задача сохранения всех функциональных особенностей контактора (МП),  представляемых схематично на рис. 2.2,  что в основном является критерием создаваемого устройства.

Рис. 2.2. Функциональная схема связи между элементами управления,  защиты и автоматики магнитного пускателя.