Содержание материала

Питание перемещающихся и подъемно-транспортных устройств осуществляется гибкими проводами и кабелями или при помощи троллейных токопроводов. Под троллейными токопроводами — троллеями — понимают участок сети, предназначенный для съема тока при помощи  скользящих или катящихся токосъемников. Троллеи, как правило, выполняются из различных стальных прокатных профилей, преимущественно из равнобокого уголка, швеллера и двутавра.


Рис. 9-16. Крепление подпиточной шины к троллею.

Площадь поперечного сечения профиль троллейных проводников определяются на основе электрического расчета нагрузок, по расчетному току и проверяются по падению напряжения. В ряде случаев целесообразно применение подпитывающих линий, обеспечивающих необходимый минимум падения напряжения при достаточно протяженных троллеях или больших нагрузках. Подпитывающие линии выполняются в виде алюминиевых лент, идущих параллельно троллейным проводникам на тех же конструкциях (рис. 9-16), либо в виде кабелей или проводов в трубах, подключаемых к троллейному токопроводу в нескольких точках по его длине. В последнем случае линия подпитки имеет малое индуктивное сопротивление и называется безындукционной. Электрический расчет троллеев приведен в [1-6, 9-3].
Троллеи могут располагаться и ниже уровня пола, в специальных закрытых каналах или туннелях. Такие подземные троллеи применяются, например, для питания передаточных тележек, помещающихся из пролета в пролет поперек цехов. В этих случаях токосъемники располагаются на специальном бугеле, прикрепленном к тележке с нижней стороны и опущенном в узкую щель, прорезанную вдоль канала или туннеля в его перекрытии (рис. 9-17).  На этом же бугеле или на стенке туннеля (канала) устанавливаются и путевые выключатели, ограничивающие перемещения тележки в крайних точках пути. В тех пролетах цеха, где на общих подкрановых путях работают два или более мостовых кранов, предусматривается место для ремонта каждого крана. Эти ремонтные участки определяются проектировщиками-технологами так, чтобы ремонт одного крана не исключал возможности работы других.

Рис. 9-17. Туннель для троллеев передаточной тележки.

Для безопасности персонала ремонтные участки троллеев изолируются от остальных воздушным зазором примерно 50 мм. Основные и ремонтные участки троллеев соединяются между собой перемычками с рубильником, отключаемым при остановке крана в ремонт.
Для компенсаций температурных удлинений троллеи снабжаются компенсаторами, обычно выполняемыми многожильным алюминиевым проводом или алюминиевой лентой толщиной 1 мм. Компенсаторы из алюминия изготовляются на заводах Главэлектромонтажа и  имеют наконечники или стальные пластины, позволяющие приваривать их к троллеям на месте монтажа.
Троллеи, выполняемые открыто из стальных прокатных профилей, имеют значительные расстояния между проводниками различных фаз (250—450 мм).


Рис 9-18. Конструкция для крепления троллеев на напряжение
380 В.
а — для троллеев из швеллеров нлн двутавра; б — для троллеев из уголка.

Для крепления этих троллеев применяются специальные троллейные металлоконструкции с изоляторами и держателями (рис. 9-18). Такие троллеи требуют довольно много места и представляют собой определенную опасность для персонала в связи с возможностью случайных прикосновений к голым троллейным проводникам.
Троллейные токопроводы, изготовляемые заводами Главэлектромонтажа, — троллейные шинопроводы — занимают значительно меньше места и исключают опасность случайных прикосновений, имеют небольшое индуктивное сопротивление и позволяют индустриализировать монтаж троллейных линий.

Таблица 5-9
Троллейные шинопроводы серий ШТМ


Tип шинопровода

Номинальное напряжение В

Номинальный ток, А

Частота, Гц

Электродинамическая стойкость (ударный ток), кА

ШТМ70

660/380

200

50

10

200

ШТМ72

660

400

50

25

Троллейные шинопроводы представляют собой набор типовых секций, каждая из которых состоит из короба с продольной щелью в нижней части, внутри которого закреплены голые медные проводники (рис. 9-19).

Рис. 9-19. Троллейные шинопроводы. Поперечный разрез. а — ШТМ-70: 1 — изолятор; 2 — нулевой троллей; б — ШТМ 72.

В комплект шинопровода входят токосъемные каретки с медно-графитовыми щетками, которые свободно перемещаются на роликах внутри короба вдоль шинопровода и осуществляют токосъем.


Каретка имеет зажимы для присоединения проводов, идущих к вводному устройству крана или другого перемещающегося механизма.
Основные технические данные троллейных шинопроводов приведены в табл. 9-9.
Шинопровод ШТМ70 предназначен для четырехпроводных троллейных линий. Он может применяться для питания электрифицированного инструмента (шлифовальные машинки, переносные сверлильные устройства и др.), а также мостовых кранов грузоподъемностью до 5—10 т, электрических талей и т. п.
Шинопроводы ШТМ70 имеют кроме прямых криволинейные секции с радиусами 1200, 1400, 1600 и 1800 мм, что позволяет собирать троллейные линии, имеющие повороты в горизонтальной плоскости.
Шинопроводы ШТМ72 предназначены для прямолинейных троллейных линий, питающих мостовые краны. Основные прямые секции шинопровода ШТМ72 имеют длину 3000 мм. Для возможности набора троллейной линии необходимой длины имеются секции 1000 и 1500 мм.
Короба секции соединяются между собой и обеспечивают непрерывную цепь заземления.