Для предотвращения возникновения и распространения пожара при повреждении масляных трансформаторов, реакторов и баковых выключателей предусматриваются мероприятия против растекания масла из этого оборудования. При установке подстанций на первом этаже на внутрицеховых подстанциях и КТП под трансформаторами устанавливается бетонированный маслоприемник на полный объем масла без отвода его. Он перекрывается решеткой со слоем гравия 25 см; уровень масла должен быть на 5 см ниже решетки. Верхний уровень гравия в маслоприемнике под трансформатором должен быть на 7,5 см ниже отверстий воздухоподводящего вентиляционного канала. Площадь маслоприемника должна быть не менее площади основания аппарата. Это наиболее дешевый и надежный способ, не требующий маслоотводных труб, могущих засориться и не выполнить своего назначения при аварии.
При установке на втором этаже или над подвалом под трансформатором устраивается бетонированный маслоприемник объемом не менее 20% полного объема масла в аппарате или трансформаторе с отводом масла в аварийный резервуар, рассчитанный на полный объем масла в наиболее крупном трансформаторе или аппарате. Диаметры маслоотводных труб от маслоприемника под трансформатором — не менее диаметра аварийного вентиля последнего, но не менее 10 см, под аппаратом — не менее 10 см. Трубы со стороны маслоприемника защищаются сетками. В этих случаях упомянутые выше маслоприемники па полный объем масла не рекомендуются, так как они загромождают нижерасположенное помещение.
На встроенных, пристроенных и отдельно стоящих закрытых подстанциях, имеющих выход из камер с масляными трансформаторами и аппаратами непосредственно наружу, специальные маслосборные устройства под ними при объеме масла до 600 кг не требуются. При объеме масла более 600 кг предусматривается лишь порог в дверях для удержания 20% масла при аварии трансформатора или аппарата (см. рис. 7-24).
При открытой установке масляных трансформаторов и реакторов с количеством масла в одном баке более 1 т и под баковыми выключателями на напряжение НО кВ и выше под ними делаются маслоприемники с отводом или без отвода масла. Маслоприемники с отводом масла выполняются в виде бортовых ограждений, без гравийной засыпки, высота которых принимается не менее 0,25 м над уровнем планировки. Со стороны выкатки электрооборудования ограждение разборное. Дно маслоприемника располагается на уровне окружающей планировки или ниже. Размеры маслоприемника в плане (на сторону) принимаются больше размеров трансформатора или аппарата на:
Высота бортовых ограждений принимается не менее 0,25 и не более 0,5 м.
При выполнении заглубленного маслоприемника бортовые ограждения не требуются, если обеспечивается вышеуказанный объем масла.
Объем маслоприемника с отводом масла рассчитывается на 100% масла в баке трансформатора или реактора и на 80% масла в баке выключателя. Для отвода масла предусматривается закрытый маслосборник на полный объем масла в наиболее крупной единице. Маслостоки между маслоприемниками и маслосборником рассчитываются на отвод 50% масла, содержащегося в маслоприемнике, и полного расчетного количества воды пожаротушения (при его наличии) в течение 15 мин, на безопасное в пожарном отношении расстояние от оборудования и сооружений.
Выполнение маслостока и маслоприемника должно исключать распространение по нему пожара и не допускать его засорения и забивки снегом, льдом и т. п.
Маслоприемники без отвода масла допускаются для трансформаторов мощностью до 10 MB-А. Они выполняются полностью заглубленными и рассчитываются на полный объем масла трансформатора или аппарата и закрываются металлической решеткой, на которую насыпается чистый гравий, промытый гранитный щебень или же непористый щебень другой породы с толщиной слоя 25 см. Масло и вода из заглубленного маслоприемника удаляются переносным насосным агрегатом. Предусматривается простейшее устройство для проверки отсутствия масла или воды в маслоприемнике. Все вышесказанное относится к аварийным относительно редким отводам масла. Регулярные утечки масла в нормальных условиях эксплуатации из аппаратной маслохозяйства, со складов масла, из машинных помещений а также из трансформаторов и выключателей при ремонтах и других работах не должны попадать в водоемы. Предусматриваются также специальные устройства по их сбору и удалению.
На подстанциях с трансформаторами напряжением 110—154 кВ мощностью 63 МВ-А (в единице) и более или с трансформаторами 40 MB-А и более при напряжении 220 кВ, а также на подстанциях с синхронными компенсаторами предусматривается водопровод для тушения пожара с питанием его от сети предприятия. Вместо этого разрешается предусматривать пожарные водоемы, пополняемые водой из водопроводной сети другого назначения. Подача воды из таких водоемов должна предусматриваться средствами пожарных команд или мотопомпой. На подстанциях с трансформаторами напряжением 35—154 κΒ·Α единичной мощностью менее 63 МВ-А противопожарный водопровод не предусматривается.
Противопожарные мероприятия на подстанциях согласовываются с общей системой пожаротушения на предприятии.
На отдельных подстанциях 110—220 кВ специальные стационарные баки для масла и какие-либо маслоочистительные устройства не предусматриваются. Доставка чистого сухого масла на эти подстанции и вывозка отработанного масла осуществляются в передвижных емкостях.
Стационарные маслопроводы к баковым масляным выключателям не предусматриваются, а для опорожнения последних или очистки в них масла используются переносные инвентарные маслопроводы, которые необходимо предусматривать в проектах.
На подстанциях 35—220 кВ не делаются стационарные грузоподъемные устройства для ревизии трансформатор в и не прокладываются железнодорожные подъездные пути для перекатки трансформаторов, за исключением тех случаев, когда в непосредственной близости от подстанции проходят пути внутризаводского железнодорожного транспорта, если масса поднимаемой при осмотре части трансформатора не превышает 25 т. Для съема кожуха или для выемки сердечника применяется инвентарное устройство (передвижной кран).