Содержание материала

9-11. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТОКОПРОВОДЫ.

Распределительные токопроводы переменного тока применяются для питания сравнительно маломощных электроприемников, К ним подключаются электродвигатели отдельных станков и механизмов, установленных преимущественно в одну линию.
Заводами Главэлектромонтажа серийно выпускаются шинопроводы ШРА73, предназначенные для выполнения четырехпроводных электрических сетей напряжением 380/220 В с глухозаземленной нейтралью.
Конструктивно шинопроводы ШРА73 изготовляются в виде короба из листовой стали, состоящего из двух половин, в котором закреплены на изоляторах три фазных и нулевая шины из алюминиевого сплава. Все четыре шины имеют одинаковые сечения и не изолированы.
Для присоединения электроприемников имеются ответвительные коробки, которые могут устанавливаться на боковых сторонах шинопровода в местах, где предусмотрены окна с закрывающимися шторками. Такие окна располагаются по длине шинопровода через каждые 1000 мм.
Шинопровод обладает повышенной безопасностью благодаря тому, что доступ к аппаратам, установленным в ответвленных коробках, возможен только после разобщения штепсельных контактов коробки с шинами шинопровода. Степень защиты шинопроводов ШРА73 соответствует ΙΡ32 по ГОСТ 14254-69.
Основные технические данные шинопроводов ШРА73 приведены в табл. 9-7.
Ответвительные коробки являются обязательной принадлежностью шинопроводов ШРА73, как элементы сети, содержащие защитные аппараты. Комплектация ответвительных коробок аппаратами защиты и разъединителями приведена в [9-1].

Четырех проводные распределительные шинопроводы серии ШРА73 на напряжение 380/220 В переменного тока

Шинопроводы поставляются заводами с прямыми и угловыми секциями, с вводными и ответвительными коробками и с набором крепежных конструкций в соответствии с проектом.
Токопроводы устанавливаются на специальных стойках, на стенах, на кронштейнах и колоннах здания.

Рис. 9-13. Пример использования отдельных элементов шинопровода ШРА73.
1 — прямая секция; 2 — секция с изгибом шин на ребро; 3 — то же, но на плоскость; 4 — вводная коробка; 5 — ответвительная коробка с автоматом; 6 — то же с предохранителем; 7 — коробка ответвительная с пусковым аппаратом; 8 — заглушка торцевая; 9 — коробка с указателем наличия напряжения; 10, 11 и 12 — конструкции для установки и крепления токопровода.

Расстояние между местами крепления токопровода не должно превышать 3 м.
Рабочим положением токопровода является установка его на ребро, что обеспечивает удобное сочленение с ответвительными коробками с обеих сторон.
Подвод питания к распределительному шинопроводу ШРА73 осуществляется проводами или кабелями через вводные коробки, которые могут устанавливаться в торце или в местах стыка двух секций. В последнем случае вводная коробка должна обеспечивать питание обеих половин шинопровода и может оказаться нагруженной двойным номинальным током. Перемычки между отдельными шинопроводами осуществляются также при помощи вводных коробок.
Пример использования отдельных элементов серийного распределительного шинопровода ШРА73 приведен на рис. 9-13.

9-11. ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ТОКОПРОВОДЫ.

Осветительные токопроводы находят широкое применение и предназначаются для выполнения групповых осветительных сетей напряжением 380/220 В с нулевым проводом.
Токопроводы серии ШОС, именуемые шинопроводами, обеспечивают высокую степень индустриализации монтажа групповых осветительных сетей.
Они обеспечивают возможность подключения светильников при помощи специальных штепсельных разъемов, расположенных вдоль линии шинопровода через каждые 500 или 1000 мм.
Шинопроводы серии ШОС представляют собой закрытый короб, выполненный из листовой стали, внутри которого проложены четыре изолированных проводника [9-1]. Степень защиты шинопровода соответствует ΙΡ32 по ГОСТ 14254-69. Соединение секций между собой осуществляется при помощи штепсельного устройства. При этом на одном конце секции имеется штепсельная розетка, а на другом — выступающие шины, обработанные в виде штепсельной вилки.

К шинопроводу ШОС67 при помощи специального штепсельного разъема на 10 А подключается однофазная нагрузка, а к шинопроводам ШОС73 и ШОС73А может подключаться как однофазная, так и трехфазная нагрузка на ток фазы 10 А. Для этой цели в комплект шинопровода входят штепсели с трех- или четырехжильными шнурами длиной 1—2,5 м.
Прямые секции шинопроводов ШОС67 изготовляются длиной 500, 1500 и 3000 мм, а ШОС73 1000 и 3000 мм. Для выполнения сложных трасс изготовляются угловые и гибкие секции.
Основные технические данные осветительных шинопроводов серии ШОС приведены в табл. 9-8.

Таблица 9-8
Осветительные шинопроводы ШОС для четырех проводных сетей 380/220 В

Вводные секции шинопровода ШОС67 имеют коробку, в которой установлены зажимы для питающих проводов. Зажимы вводной коробки рассчитаны на ток 50 А, что обеспечивает возможность питания от нее шинопровода на 25 А в оба направления.
Стальной короб шинопровода используется в качестве магистрали заземления. Заземляющий контакт на штепсельной вилке, поставляемой комплектно с шинопроводом, обеспечивает соединение с заземленным коробом ранее, чем войдут в соприкосновение токоведущие контакты штепсельного разъема. Этим обеспечивается безопасность обслуживания светильников, корпус которых должен быть соединен с заземляющим контактом штепсельной вилки отдельным проводом.
Монтируется шинопровод при помощи специальных крепежных деталей, рассчитанных для крепления его на стенах, на стропильных фермах, тросах и кронштейнах. Шинопровод ШОС67 может монтироваться непосредственно к распределительному шинопроводу ШРА73.


Рис. 9-15. Шинопровод ШОС-67, закрепленный на коробе распределительного шинопровода ШРА-73.

Для исключения возможности неравномерной нагрузки фаз осветительного шинопровода однофазные нагрузки, подключаемые при помощи штепсельного разъема, распределяются между всеми тремя фазами путем чередования проводов, подключаемых внутри к контактным зажимам разъемов.
На рис. 9-14 и 9-15 показаны примеры возможного применения осветительного шинопровода.