Содержание материала

Под токопроводом понимается разновидность конструктивного исполнения сети, предназначенная для канализации электроэнергии при открытой прокладке в производственных и электротехнических помещениях, по опорным конструкциям, колоннам и фермам зданий. Токопроводы могут прокладываться в туннелях, по эстакадам, галереям и т. п.
К токопроводам относятся шинные магистрали различного исполнения, которые называются шинопроводами. К ним относятся силовые магистральные, распределительные и осветительные линии, а также троллеи для питания подъемных кранов и других перемещающихся электроприемников.
Выше (§ 9-3) приведена общая классификация токопроводов по назначению и способам защиты от опасности прикосновения к токоведущим частям и воздействия окружающей среды.

При применении токопроводов следует иметь в виду, что они могут устанавливаться только на несгораемых строительных конструкциям и опорах. Пример распределения электроэнергии по цеху при помощи токопроводов приведен на рис. 9-11.
В практике проектирования и монтажа токопроводы на напряжение до 1000 В, изготовляемые на заводах в виде готовых шинных секций, собираемые на месте монтажа в проектные магистральные линии, обычно называют шинопроводами.

Рис. 9-11. Пример распределения энергии по цеху при помощи шинопроводов.

В эксплуатации на большом числе предприятий находятся открытые ленточные (шинные) магистрали, проложенные в цехах по нижнему поясу ферм зданий. Эти магистрали выполнялись в условиях строительной площадки путем укладки заранее изготовленных шин на изоляторы и опорные конструкции с последующей натяжкой в местах концевых креплений.
Защита персонала от случайных прикосновений к голым шинам этих магистралей осуществлена при помощи металлических сеток, установленных в местах, отведенных для ремонта подъемных кранов, или по всей длине магистралей.
Вынужденное по условиям безопасности размещение этих открытых шинных магистралей в верхней части цехов на высоте 10—12 м и более от уровня пола приводило к увеличению длины сетей за счет подъемов и спусков питающих линий и ответвлений. Тем не менее открытые шинные магистрали, будучи достаточно надежными в условиях эксплуатации, являются наиболее дешевыми конструктивными разновидностями сети.
Токопроводы переменного тока заводского изготовления (шинопроводы) имеют степень защиты, обеспечивающую возможность их применения в производственных помещениях на высоте +2,5 м над уровнем пола, что упрощает обслуживание и сокращает длину сетей. Применение шинопроводов повышает степень индустриализации монтажа, ускоряет монтажные работы и повышает их качество.
Технико-экономические расчеты показывают, что усложнение конструкции и удорожание магистральных токопроводов заводского изготовления по сравнению с открытыми шинными магистралями окупается за счет сокращения длин спусков и подъемов при высоте установки шинопроводов до +5 м, сокращения потерь электроэнергии в сети напряжением до 1000 В и уменьшения трудозатрат на монтаж в условиях строительной площадки.
Осветительные шинопроводы находят применение в крупных цехах машиностроительной промышленности, металлургии и в ряде других производств, где мощные светильники располагаются рядами вдоль цехов или технологических линий.
Распределительные шинопроводы обычно применяются там, где сравнительно небольшие нагрузки располагаются линиями на территории цеха, например в цехах механической обработки металлов с большим количеством металлообрабатывающих станков.
Троллейные шинопроводы на токи 200 и 400 А приходят на смену крановым троллеям, выполнявшимся из стальных прокатных профилей.
Троллейные шинопроводы занимают мало места и являются более безопасными в эксплуатации, чем открыто проложенные троллейные линии.
Следует отметить, что в связи с ростом мощностей предприятий области применения шинопроводов непрерывно расширяются. Сближаются понятия магистральный и распределительный шинопровод. Все чаще требуется делать ответвления от мощных магистральных шинопроводов, в результате чего эти шинопроводы становятся магистрально-распределительными.