Содержание материала

  Монтаж производится в соответствии с электрической схемой, приложенной к паспорту завода-изготовителя.
Все цепи защиты, блокировок и управления следует подключать после главного рубильника крана. Для защиты электродвигателей и механизмов крана нужно пользоваться крановыми защитными панелями. Рекомендуется применять контакторы с катушками, рассчитанными на линейное напряжение сети.
Учитывая, что кабина башенного, козлового и подобных строительных кранов находится на высоте, располагать в ней электрооборудование следует таким образом, чтобы оно не мешало машинисту видеть строительный объект и груз по всей высоте подъема, т. е. от земли до стрелы.
Управление аппаратами должно быть удобным в положениях стоя и сидя. Рукоятки следует располагать на высоте не менее 800 мм и не более 1100 мм от пола кабины. Машинисту должно быть легкодоступно управление аппаратами аварийного отключения и звуковым сигналом, а также хорошо видны шкалы контрольно-измерительных приборов.
Контакты устройств обеспечения безопасности (путевые выключатели, ограничитель грузоподъемности и др.) должны работать только на разрыв цепей. Концевые (путевые) выключатели должны быть такой конструкции, чтобы после их автоматического выключения была обеспечена возможность пуска электродвигателя в обратную сторону. Сигнальные лампы должны загораться только по выполнении какого-либо заданного процесса или операции. Применение электрической схемы с сигнализацией о выполнении процесса или операции при погасшей лампе запрещается.

Концевые выключатели грузоподъемных машин с электрическим приводом должны обеспечивать автоматическую остановку:
механизма подъема грузозахватного органа и стрелы перед их подходом к упорам;
механизма передвижения грузоподъемной машины и ее тележки, если скорость их передвижения перед подходом к упорам превышает 32 м/мин. Башенные и козловые краны должны быть оборудованы такими выключателями независимо от скорости передвижения;
механизма передвижения одного крана к другому, если они перемещаются на общем крановом пути;
механизма передвижения портального крана, снабженного кабельным барабаном для сматывания кабеля.
Первые два требования не распространяются на краны, управляемые с пола.
Концевой выключатель механизма подъема устанавливается таким образом, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин — не менее 200 мм.
Концевой выключатель механизма передвижения башенного, портального и козлового кранов устанавливают таким образом, чтобы отключение электродвигателя механизма передвижения происходило на расстоянии до упора не менее полного пути торможения. Путь торможения указывается заводом-изготовителем крана в паспорте.
Стреловые, башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизм подъема груза и изменения вылета стрелы при подъеме груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10% (для портальных — более 15%).
Башенные, портальные и кабельные краны оборудуются анемометром, автоматически включающим сирену при достижении заданной скорости ветра (указывается в паспорте крана).
Стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных) снабжаются прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи или другой электросети. Установка таких приборов должна производиться по мере их выпуска.
У кранов с электроприводом переменного тока при обрыве любой из трех фаз должен отключаться механизм подъема груза и стрелы. При отключении электродвигателя подъема груза или стрелы снимается напряжение с катушек электромагнита тормоза или обмоток двигателя гидроконтакта.
Электрическая схема управления двигателями должна исключать: их самозапуск после восстановления напряжения в сети, питающей грузоподъемную машину; пуск электродвигателей не по заданной схеме ускорения; пуск двигателей контактами предохранительных устройств (контактами концевых выключателей и блокировочных устройств).
Строительной организации запрещается вносить изменения в электрическую схему крана или в отдельные ее элементы.
В целях исключения перекосов фаз при нагрузках, дополнительно присоединяемых к крану, рекомендуется выполнять их трехфазными. Это касается электрических печей, устанавливаемых в кабинах для обогрева машинистов, и устройств освещения рабочих зон крана. Включение и отключение этих устройств следует производить самостоятельными выключателями с предохранителями или с помощью автоматических выключателей. Установка в кабине крана пусковых сопротивлений электродвигателей не разрешается.
Во избежание ложного срабатывания реле защиты от вибрации контакторов не следует устанавливать их на общей панели с контакторами. Недопустимо также располагать аппаратуру, провода и шины в зоне электрической дуги контактора.
Все внешние соединения сетей на кране следует осуществлять через клеммники, закрываемые крышками. Для сокращения времени на осуществление наружных соединений между электроустройствами крана соединительные провода и кабели должны быть предварительно заготовлены в виде жгутов (с записью в кабельном журнале) и оконцованы наконечниками (если они требуются). При транспортировке нужно обеспечивать сохранность жгутов, также как приборов и аппаратов.
В соответствии с проектом производства работ, па строительной площадке кран должен быть присоединен через специальный подключательный пункт к одной из групп предохранителей ближайшего распределительного шкафа.
Питающий кабель башенного крана (или другого подобного строительного крана) должен быть четырехжильным с сечением, соответствующим нагрузке крана, и марки, соответствующей напряжению и условиям эксплуатации, например, КРПТ, КРПСН и подобных. Его следует защищать от механических повреждений. Необходимо принимать во внимание, что при трении кабеля о полотно и шпалы подкранового пути он получает механические повреждения (повышается его износ, возникают утечки тока, нарушаются условия электробезопасности).
Для повышения износоустойчивости шлангового кабеля следует оснащать краны (это предусматривается конструкцией крана) кабелеукладчиками, которые наматывают пли разматывают кабель в зависимости от направления перемещения крапа, или использовать инвентарный короб из досок, располагая его на шпалах подкранового пути между рельсами или с внешней стороны рельсов, либо применять приспособление, позволяющее подвешивать шланговый кабель. Такое приспособление состоит из двух растяжек, троса и колец; последние имеют две проушины: в одной пропускается кабель, а вторая перемещается по тросу. При подвеске кабеля присоединение его к сети осуществляется с одного из концов пути крана (следовательно, длина кабеля должна превышать длину подкранового пути).
Если питание кранов мостовых, кран-балок и других, используемых в реконструируемых цехах предприятий, осуществляется через троллейные проводники, то расстояния между проводниками до уровня пола или земли при напряжении до 500 В должны составлять не менее 3,5 м, а в проезжей части —  не менее 6 м.
При заземленной нейтрали источника питания заземление башенных и подобных строительных кранов, передвигающихся по рельсовым путям, осуществляется с помощью четвертой жилы питающего шлангового кабеля. Кроме того, с обоих концов рельсового пути крана выполняются повторные заземления. Если длина рельсового пути крана не превышает 50 м, то можно рекомендовать делать одно повторное заземление в любом удобном месте у пути, присоединенное к разным ниткам рельсового пути. Выполнение его преследует две цели: молниезащиту и заземление крана при обрыве четвертой жилы. Все соединения проводников под землей производятся сваркой внахлестку. Сварные швы покрываются битумом. Качество сварки проверяется с помощью молотка.
Повторное заземление выполняется следующим образом: забиваются в землю три заземлителя длиной не менее чем по 2,5 м из уголковой стали 60x60 или 50x50 мм либо из некондиционных труб диаметром 50 мм или арматурного стержня диаметром 12 мм. Верхний конец заземлителя должен находиться на глубине не менее 0,7 м. Соединение заземлителей производится проводником из полосовой стали 40X4 мм или арматурного стержня диаметром 8 мм путем сварки внахлестку. Сопротивление повторного заземления не должно превышать 10 Ом.
Кроме того, между пунктом подключения и ближайшим рельсом следует проложить и приварить стальной проводник диаметром 6—8 мм, приварить перемычки к стыкам рельсов, а также в начале и в конце пути между нитками рельсов, использовав круглую сталь диаметром 6 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2. Перемычки приваривают по нейтральной оси рельсов на расстоянии не менее 500 мм от их концов. Приварка перемычек и соединительных проводников к подошвам рельсов не допускается. Расположенные в земле электроды и заземляющие проводники не должны быть окрашены.
Искусственные заземлители применяются в том случае, когда не представляется возможным использовать естественные. Применение в качестве естественных заземлителей временных трубопроводов строительных площадок запрещается.
Заземляющее, устройство любого назначения должно иметь паспорт, содержащий схему заземления (эскиз), его основные технические данные, данные о результатах испытания, записи о характере произведенных ремонтов и о внесенных изменениях.
Рельсовый путь не требует повторного заземления при питании крана четырехжильным шланговым кабелем от отдельной электростанции, находящейся па расстоянии не более 50 м и имеющей собственное заземляющее устройство.
Реверсивные контакторы электродвигателей должны иметь механическую и электрическую блокировки.
Перед монтажом и затем при эксплуатации проверяют контакты на одновременность замыкания и плотность касания подвижных и неподвижных контактов. Они должны соприкасаться по прямой линии по всей их ширине и без просветов. Вращение вала контактора должно быть свободным, без заеданий. При заеданиях вал нужно снять, очистить цапфы, промыть их бензином и смазать. Если при вращении вала от руки ощущается тормозящее усилие, проверяют гибкие соединения и, в случае необходимости, изгибают их таким образом, чтобы они не оттягивали якорь. Отрегулированный контактор создаст легкий шум. Если шум слишком сильный и сопровождается дребезжанием, это означает, что контактор неисправен. В этом случае проверяют:
нажатие главных контактов (не слишком ли оно велико) и положение блок-контактов относительно подвижной части контактора;
плоскость соприкасания якоря и ярма. Если обнаружена ржавчина и грязь, то их удаляют;
целость короткозамкнутого витка на магнитной системе;
величину напряжения на катушке;
точность прилегания подвижной и неподвижной частей магнитной системы.
Катушка контактора также подлежит проверке. В ней могут замкнуться витки (произойдет витковое замыкание). В этом случае катушку следует заменить.
При монтаже контроллеров необходимо соблюдать ряд условий. Так как при работе контроллера к его рукоятке прилагается значительное усилие (до 3 кгс), то для устранения вибрации его частей необходимо прочно закрепить контроллер на конструкции или к полу кабины. Направление движения рукояток должно по возможности соответствовать направлению вызываемых ими движений. Направление движений должно быть написано и показано стрелками. Кроме того, на контроллере следует сделать надпись, указывающую на принадлежность к механизму (например, поворота крана, перемещения груза по высоте, хода крана, изменения вылета стрелы). Устанавливать контроллер нужно так, чтобы обеспечить легкие условия для его осмотра и регулировки (иметь возможность съема крышки).
При проверке контроллера после монтажа особое внимание обращают на правильность присоединения проводов (согласно электрической схеме). Осуществляется контроль не только внешних соединений, но и внутреннего монтажа, выполненного на заводе-изготовителе. Проверяют также наличие маркировки проводов.
Проверке подлежит последовательность включения и размыкания кулачковых элементов при повороте кулачкового барабана. Порядок включения и размыкания контактов кулачковых элементов должен соответствовать диаграмме замыканий контактов, указанной на электрической схеме крана.
Проверка контроллера завершается определением величины сопротивления изоляции. Можно измерять сопротивление всей цепи, т. е. включая контроллер, электродвигатель и другие электрические аппараты, а также соединительные провода. Сопротивление изоляции должно быть нс менее 0,5 МОм.
Универсальные переключатели являются малогабаритными командоаппаратами. Они используются для ручного дистанционного переключения цепей управления переменного тока до 500 В и постоянного тока до 440 В, контакторов, магнитных пускателей и реле, для управления магнитными станциями, а также в качестве переключателей вида работ. На строительных машинах, как правило, применяют переключатели с рукояткой револьверной формы со строгой фиксацией в каждом положении.
При проверке переключателя после монтажа главным образом определяется правильность коммутации электрических цепей, исправность контактов, располагаемых в секциях, жесткость включения и отключения контактных пальцев, качество фиксации положений рукоятки (центрального валика).
При монтаже башенного или подобного строительного крана и затем при его эксплуатации надлежит уделять серьезное внимание устройству подкрановых путей. Потребляемая мощность увеличивается при перекосах и неровностях путей (заклинивание ходовых колес даже может привести к выходу из строя электродвигателя перемещения крана).
Для предотвращения аварий кранов, связанных с угоном их по рельсовым путям, применяют противоугонные устройства ручного, полуавтоматического и автоматического действия. Тип устройства определяется при конструировании крана.
Для установки ручных захватов в рабочее положение крановщик должен спуститься с крана. Захваты полуавтоматического действия имеют механизм, которым крановщик управляет из кабины. Захваты автоматического действия приводятся в рабочее положение при каждой остановке крана или при скорости ветра, превышающей допустимую.
Для того чтобы определить необходимость осуществления ремонта крана по времени использования, на нем можно установить счетчик. В частности, может быть применен электромеханический счетчик, присоединяемый к пусковому аппарату электродвигателя.
Электропечь в кабине крана (а также и в других строительных машинах), предназначенная для отопления, присоединяется к главному рубильнику с тем, чтобы с отключением рубильника, т. е. при обесточивании электрооборудования крана, одновременно отключалась и электропечь.
Электропечь должна быть заводского изготовления. При ее установке следует обеспечивать противопожарную и электробезопасность. Серьезность этого требования вызвана тем, что крановщик находится в тесной кабине и непосредственно соприкасается с заземленными частями крана.
Управление электродвигателями грузоподъемной машины с пола или земли (например, подъемниками) может осуществляться с помощью кнопочной станции (или набора станций). Корпус ее должен быть выполнен из изоляционного материала либо из металла. В случае применения кнопочной станции в металлическом корпусе его следует заземлить не менее чем двумя проводниками (в качестве одного из них может быть использован тросик, присоединяемый к корпусу станции). Металлический корпус может использоваться без заземления только в том случае, если цепь питания магнитным пускателем электродвигателя, т. е. цепь управления, будет переведена на напряжение 36 В (электрическая схема будет дополнена понизительным однофазным трансформатором) .
Пусковые аппараты ручного управления, применяемые на грузоподъемных машинах, управляемых с пола или земли, должны иметь устройство самовозврата в нулевое положение.