Содержание материала

Устанавливаемые на строительных машинах и механизмах электродвигатели должны соответствовать требованиям привода и условиям окружающей среды, иметь исполнение капле- и брызгозащищенное с изоляцией, рассчитанной на действие сырости и пыли (со специальной влагостойкой обмазкой). Они не должны перегреваться при работе (при повышении температуры окружающего воздуха нагрузка должна быть уменьшена, а при понижении температуры может быть повышена), иметь достаточную перегрузочную способность и достаточный пусковой момент. Нормальная эксплуатация электродвигателя обеспечивается, если его мощность близка к расчетной.
Номинальные мощности электродвигателей для механизмов длительной работы с постоянной нагрузкой при температуре окружающей среды не выше 35° С (308 К) следует выбирать по статической нагрузке на валу механизма. Электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором и синхронные для механизмов длительной работы с большими маховыми массами выбираются также и по допустимому времени пуска.
Электродвигатели с фазным ротором применяют только в случаях, когда асинхронные и синхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором не могут быть использованы по условиям режима работы привода. Выбор электродвигателей для механизмов с тяжелыми условиями пуска пли требующих регулирования скорости должен осуществляться па основе технико-экономического сравнения.

электродвигателm

Электродвигатели постоянного тока рекомендуется применять при необходимости плавной регулировки числа оборотов. При использовании электродвигателей с фазными роторами допустимые длительные токовые нагрузки на провода и кабели, соединяющие пусковые реостаты с роторами электродвигателей, должны быть не более:
при работе с замыканием щеток накоротко: при пусковом моменте сопротивления, не превышающем 50% номинального (легкий пуск), — 35% номинального тока ротора, в остальных случаях — 50%;
при работе без замыканий щеток накоротко —  100% номинального тока ротора.
Электродвигатели и пусковые аппараты устанавливаются таким образом, чтобы они были доступны для осмотра и производства ремонта на месте установки. Корпуса электродвигателей и кожухи пусковых аппаратов заземляют.
Здесь и далее в скобках указывается температура Кельвина в соответствии с Международной системой единиц (СИ).

Корпуса электродвигателей и кожухи аппаратов, изготовленные из материалов, подверженных коррозии и не имеющих специальных покрытий (эмаль, хромирование, оксидирование и т. п.), следует окрашивать.
Коробки выводов обмоток электродвигателя, в которых осуществляется присоединение проводов или кабелей питающей сети, и контактные кольца следует закрывать крышками, снятие которых возможно только при отвертывании гаек или вывинчивании винтов (предусматривается заводом-изготовителем).
Вращающиеся части электродвигателей, соединяющие электродвигатели со строительными механизмами (муфты, шкивы), и вентиляторы должны иметь ограждения, исключающие случайное прикосновение. В процессе эксплуатации снимать крышки и ограждения коробок запрещается.
Проходы для обслуживания между корпусами электродвигателей, между электродвигателями и частями зданий или оборудования должны быть не менее 1 м в свету. Расстояние между электродвигателем и стеной здания или между корпусами параллельно установленных электродвигателей при наличии прохода с другой стороны двигателя должно составлять не менее 0,3 м в свету. Реостаты электродвигателей надлежит располагать на расстоянии не менее 1,5 м от сгораемых конструкций зданий.
Каждый электродвигатель должен иметь свой определенный аппарат управления, отключающий одновременно все фазные проводники сети. Применение аппарата управления трехфазным электродвигателем, с помощью которого отключаются вместо трех две фазы сети, запрещается.
Для регулирования работы механизмов технологического процесса следует предусматривать амперметры, позволяющие замерять ток в цепи статоров этих электродвигателей. Установка амперметров необходима также в цепях возбуждения синхронных двигателей.
Пуск асинхронных и синхронных электродвигателей осуществляется, как правило, непосредственным включением в сеть при полном напряжении в сети (прямой пуск). При этом у синхронных машин пуск должен производиться с присоединенным наглухо или через сопротивление возбудителем. При невозможности выполнения прямого пуска (недопустимое понижение напряжения или другая причина) применяют реакторный пуск. Автотрансформаторный пуск допускается в тех случаях, когда вышеприведенные условия не могут быть обеспечены при пуске с помощью реактора.
Подавать рабочее напряжение на установленный электродвигатель или пусковое устройство разрешается только в присутствии персонала, эксплуатирующего строительную машину или механизм.
Перед пуском электродвигателя главного привода строительной машины или электродвигателей, управляемых с разных мест, следует давать предупредительный звуковой сигнал. В случаях, когда такого рода оборудование и его пусковая аппаратура расположены в разных помещениях (например, построечные растворные узлы), а также при наличии сложных устройств, объединяемых производственным циклом, пуск их должен осуществляться только после получения ответного звукового или светового сигнала о готовности к включению от лица, ответственного за эксплуатацию данного механизма или группы механизмов.
При эксплуатации электродвигателя с контактными кольцами заменять щетки и вести работы в цепи пускового реостата следует только при остановленном двигателе.
Уход за щетками или их замену на работающем двигателе допускается. производить одному лицу оперативного персонала или специально обученному лицу с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III при соблюдении следующих мер предосторожности:
работающий должен остерегаться захвата одежды или обтирочного материала вращающимися частями машины. Работу следует производить в налокотниках, плотно стягивающих руку у запястья, или с застегнутыми у запястья рукавами. В женском платье и халатах обслуживать электродвигатели запрещается;

у возбудителей со стороны коллекторов и у колец ротора должны быть разостланы диэлектрические резиновые коврики (маты) или же работу нужно выполнять в диэлектрических галошах;
запрещается касаться руками одновременно токоведущих частей различной полярности или токоведущих частей и заземленных частей машины (механизма). Инструмент нужно применять с изолированными ручками. Шлифование колец ротора допускается на работающем двигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.
Если во время работы двигателя по какой-либо причине прекращается подача электроэнергии, следует сразу же отключить двигатель от электросети. Иначе при появлении напряжения в сети двигатель самопроизвольно начнет работать, а это может привести к аварии и даже травматизму.
При отключении электродвигателя от действия защиты допускается повторное включение его только после выяснения причины (тщательной проверки схемы управления, электролинии, защиты и самого двигателя).
Электродвигатель машины или механизма, длительное время находящийся в резерве, должен быть постоянно готов к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по- графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство.
Можно допустить работу электродвигателя при отклонении напряжения в пределах от —5 до +10%; отклонение напряжения на зажимах электродвигателей и в цепях управления механизмами кранов не должно превышать 15% номинального.
В отдельных случаях допускается эксплуатация электродвигателей при потерях напряжения, не превышающих 10%, но при условии, что их нагрузка будет ниже номинальной. Повышение напряжения на двигателе более чем на 10% сверх номинального не рекомендуется из-за возможного перегрева активной стали.
При питании двигателей от передвижной электростанции надлежит контролировать, помимо напряжения генератора, также и частоту. При частоте в пределах ±5% двигатель может быть нагружен до номинальной мощности. Увеличение частоты свыше 105% номинальной недопустимо.

При осмотре электродвигателя необходимо проверить нагрев его частей и вибрацию подшипников, отсутствие ненормального шума, течи воды или парения вблизи двигателя, целость заземления, чистоту двигателя.
Согласно ГОСТ 183—66, для подшипников качения предельно допустимой температурой является 100°С (373 К). Однако в большинстве случаев их фактическая температура значительно ниже. Если подшипник длительное время работал с одной температурой, а затем она заметно повысилась несмотря на то, что температура окружающего воздуха осталась на прежнем уровне, то это указывает на появление дефекта в подшипнике. В этом случае при первой возможности следует остановить двигатель и произвести ревизию подшипника. В табл. 1 приведены предельные температуры нагрева частей электродвигателя.
Таблица I


Часть двигателя

Температура нагрева п °C (К) изоляционных материалов классов

А

в

Обмотки при замере методом термометра      

50(323)

70 (343)

То же, при замере методом сопротивления      

60 (333)

80 (353)

Активная сталь      

60 (333)

80 (353)

Повышенная вибрация электродвигателя вредно отражается на его обмотках и других частях, увеличивает износ и расстраивает крепление. При сильной вибрации могут произойти задевание ротора за статор, поломка вала ротора, нарушение контакта в обмотках. Поэтому при появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть при первой возможности выведен в ремонт, а при сильной и возрастающей вибрации его следует остановить немедленно.
Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, не должна превышать величин:


Синхронная частота вращения об/мин ...

3000

1590

1000

750 и ниже

Допустимая амплитуда вибрации подшипников, мм

0.05

0,1

0,13

0,16

При ремонтных работах на механической части оборудования или его двигателя последний нужно отключить и на приводе пускового аппарата повесить плакат «Не включать, работают люди».
При ремонте электродвигателя концы питающей линии должны быть отсоединены, замкнуты накоротко и заземлены при помощи переносного заземления. Подача напряжения на двигатель до окончания ремонтных работ и выполнения требуемых испытаний не допускается.
Работы на двигателе (или группе двигателей), питающий кабель которого отсоединен, а концы соединены накоротко и заземлены, могут производиться по распоряжению (без наряда).
Осмотр и ремонт пускового аппарата двигателя допускаются только при полном снятии напряжения. У работающего двухскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающая ее линия должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.
Неисправный электродвигатель строительного механизма следует заменять на новый только того типа и мощности, который предусмотрен в паспорте механизма.
Рекомендуется проводить технические осмотры электроустановок и вести технический уход за электродвигателями не более как через 30 дней.
При капитальном ремонте электродвигателей следует добиваться того, чтобы по надежности в эксплуатации и техническим характеристикам отремонтированные двигатели не уступали бы новым.
Основные указания и требования к капитальному ремонту наиболее распространенных асинхронных электродвигателей общепромышленного применения изложены в Технических условиях Министерства электротехнической промышленности ТУ 16-519, 002—67 (для ремонта электрических машин в стационарных условиях) и ТУ 16-519. 005—67 (для ремонта на месте установки).
Для обеспечения необходимого качества все ремонтируемые двигатели проходят испытания, которые могут быть разделены на три группы:
предремонтные (имеют целью определить, какие узлы машины являются дефектными и подлежат ремонту или замене);
промежуточные (служат для того, чтобы еще в процессе ремонта на различных его стадиях выявить допущенные при ремонте неисправности, примененные дефектные материалы, узлы, детали или запасные части);
сдаточные испытания.
Указанные выше технические условия устанавливают два вида сдаточных испытаний асинхронных двигателей после их капитального ремонта: контрольные и типовые.
Контрольным испытаниям должны подвергаться все электродвигатели, отремонтированные без изменения мощности и частоты вращения. Если ремонт двигателя производился с изменением указанных параметров, то его следует подвергать типовым испытаниям. Такие же испытания должны проходить двигатели, поступившие в ремонт без заводских данных (не имеющие паспортов, закрепленных в виде табличек на корпусах).
В объем типовых испытаний, кроме контрольных, входят дополнительно испытания на нагрев и кратковременную перегрузку по току. В зависимости от предъявляемых к электродвигателю требований могут производиться и другие испытания.
Электродвигатель должен быть немедленно (аварийно) отключен от сети при:
несчастном случае (или его угрозе) с человеком, требующим немедленной остановки двигателя;
появлении дыма или огня из двигателя или его пускорегулирующей           аппаратуры;
вибрации сверх допустимых норм;
поломке приводного механизма;
нагреве подшипников или других частей двигателя сверх допустимых норм или норм, указанных в инструкции завода-изготовителя;
значительном снижении частоты вращения, сопровождающемся быстрым нагревом двигателя;
обрыве заземляющего проводника.