Устанавливаемые на строительных машинах и механизмах электродвигатели должны соответствовать требованиям привода и условиям окружающей среды, иметь исполнение капле- и брызгозащищенное с изоляцией, рассчитанной на действие сырости и пыли (со специальной влагостойкой обмазкой). Они не должны перегреваться при работе (при повышении температуры окружающего воздуха нагрузка должна быть уменьшена, а при понижении температуры может быть повышена), иметь достаточную перегрузочную способность и достаточный пусковой момент. Нормальная эксплуатация электродвигателя обеспечивается, если его мощность близка к расчетной.
Номинальные мощности электродвигателей для механизмов длительной работы с постоянной нагрузкой при температуре окружающей среды не выше 35° С (308 К) следует выбирать по статической нагрузке на валу механизма. Электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором и синхронные для механизмов длительной работы с большими маховыми массами выбираются также и по допустимому времени пуска.
Электродвигатели с фазным ротором применяют только в случаях, когда асинхронные и синхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором не могут быть использованы по условиям режима работы привода. Выбор электродвигателей для механизмов с тяжелыми условиями пуска пли требующих регулирования скорости должен осуществляться па основе технико-экономического сравнения.
Электродвигатели постоянного тока рекомендуется применять при необходимости плавной регулировки числа оборотов. При использовании электродвигателей с фазными роторами допустимые длительные токовые нагрузки на провода и кабели, соединяющие пусковые реостаты с роторами электродвигателей, должны быть не более:
при работе с замыканием щеток накоротко: при пусковом моменте сопротивления, не превышающем 50% номинального (легкий пуск), — 35% номинального тока ротора, в остальных случаях — 50%;
при работе без замыканий щеток накоротко — 100% номинального тока ротора.
Электродвигатели и пусковые аппараты устанавливаются таким образом, чтобы они были доступны для осмотра и производства ремонта на месте установки. Корпуса электродвигателей и кожухи пусковых аппаратов заземляют.
Здесь и далее в скобках указывается температура Кельвина в соответствии с Международной системой единиц (СИ).
Корпуса электродвигателей и кожухи аппаратов, изготовленные из материалов, подверженных коррозии и не имеющих специальных покрытий (эмаль, хромирование, оксидирование и т. п.), следует окрашивать.
Коробки выводов обмоток электродвигателя, в которых осуществляется присоединение проводов или кабелей питающей сети, и контактные кольца следует закрывать крышками, снятие которых возможно только при отвертывании гаек или вывинчивании винтов (предусматривается заводом-изготовителем).
Вращающиеся части электродвигателей, соединяющие электродвигатели со строительными механизмами (муфты, шкивы), и вентиляторы должны иметь ограждения, исключающие случайное прикосновение. В процессе эксплуатации снимать крышки и ограждения коробок запрещается.
Проходы для обслуживания между корпусами электродвигателей, между электродвигателями и частями зданий или оборудования должны быть не менее 1 м в свету. Расстояние между электродвигателем и стеной здания или между корпусами параллельно установленных электродвигателей при наличии прохода с другой стороны двигателя должно составлять не менее 0,3 м в свету. Реостаты электродвигателей надлежит располагать на расстоянии не менее 1,5 м от сгораемых конструкций зданий.
Каждый электродвигатель должен иметь свой определенный аппарат управления, отключающий одновременно все фазные проводники сети. Применение аппарата управления трехфазным электродвигателем, с помощью которого отключаются вместо трех две фазы сети, запрещается.
Для регулирования работы механизмов технологического процесса следует предусматривать амперметры, позволяющие замерять ток в цепи статоров этих электродвигателей. Установка амперметров необходима также в цепях возбуждения синхронных двигателей.
Пуск асинхронных и синхронных электродвигателей осуществляется, как правило, непосредственным включением в сеть при полном напряжении в сети (прямой пуск). При этом у синхронных машин пуск должен производиться с присоединенным наглухо или через сопротивление возбудителем. При невозможности выполнения прямого пуска (недопустимое понижение напряжения или другая причина) применяют реакторный пуск. Автотрансформаторный пуск допускается в тех случаях, когда вышеприведенные условия не могут быть обеспечены при пуске с помощью реактора.
Подавать рабочее напряжение на установленный электродвигатель или пусковое устройство разрешается только в присутствии персонала, эксплуатирующего строительную машину или механизм.
Перед пуском электродвигателя главного привода строительной машины или электродвигателей, управляемых с разных мест, следует давать предупредительный звуковой сигнал. В случаях, когда такого рода оборудование и его пусковая аппаратура расположены в разных помещениях (например, построечные растворные узлы), а также при наличии сложных устройств, объединяемых производственным циклом, пуск их должен осуществляться только после получения ответного звукового или светового сигнала о готовности к включению от лица, ответственного за эксплуатацию данного механизма или группы механизмов.
При эксплуатации электродвигателя с контактными кольцами заменять щетки и вести работы в цепи пускового реостата следует только при остановленном двигателе.
Уход за щетками или их замену на работающем двигателе допускается. производить одному лицу оперативного персонала или специально обученному лицу с квалификационной группой по технике безопасности не ниже III при соблюдении следующих мер предосторожности:
работающий должен остерегаться захвата одежды или обтирочного материала вращающимися частями машины. Работу следует производить в налокотниках, плотно стягивающих руку у запястья, или с застегнутыми у запястья рукавами. В женском платье и халатах обслуживать электродвигатели запрещается;
у возбудителей со стороны коллекторов и у колец ротора должны быть разостланы диэлектрические резиновые коврики (маты) или же работу нужно выполнять в диэлектрических галошах;
запрещается касаться руками одновременно токоведущих частей различной полярности или токоведущих частей и заземленных частей машины (механизма). Инструмент нужно применять с изолированными ручками. Шлифование колец ротора допускается на работающем двигателе лишь при помощи колодок из изоляционного материала.
Если во время работы двигателя по какой-либо причине прекращается подача электроэнергии, следует сразу же отключить двигатель от электросети. Иначе при появлении напряжения в сети двигатель самопроизвольно начнет работать, а это может привести к аварии и даже травматизму.
При отключении электродвигателя от действия защиты допускается повторное включение его только после выяснения причины (тщательной проверки схемы управления, электролинии, защиты и самого двигателя).
Электродвигатель машины или механизма, длительное время находящийся в резерве, должен быть постоянно готов к немедленному пуску, периодически осматриваться и опробоваться по- графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство.
Можно допустить работу электродвигателя при отклонении напряжения в пределах от —5 до +10%; отклонение напряжения на зажимах электродвигателей и в цепях управления механизмами кранов не должно превышать 15% номинального.
В отдельных случаях допускается эксплуатация электродвигателей при потерях напряжения, не превышающих 10%, но при условии, что их нагрузка будет ниже номинальной. Повышение напряжения на двигателе более чем на 10% сверх номинального не рекомендуется из-за возможного перегрева активной стали.
При питании двигателей от передвижной электростанции надлежит контролировать, помимо напряжения генератора, также и частоту. При частоте в пределах ±5% двигатель может быть нагружен до номинальной мощности. Увеличение частоты свыше 105% номинальной недопустимо.
При осмотре электродвигателя необходимо проверить нагрев его частей и вибрацию подшипников, отсутствие ненормального шума, течи воды или парения вблизи двигателя, целость заземления, чистоту двигателя.
Согласно ГОСТ 183—66, для подшипников качения предельно допустимой температурой является 100°С (373 К). Однако в большинстве случаев их фактическая температура значительно ниже. Если подшипник длительное время работал с одной температурой, а затем она заметно повысилась несмотря на то, что температура окружающего воздуха осталась на прежнем уровне, то это указывает на появление дефекта в подшипнике. В этом случае при первой возможности следует остановить двигатель и произвести ревизию подшипника. В табл. 1 приведены предельные температуры нагрева частей электродвигателя.
Таблица I
Часть двигателя | Температура нагрева п °C (К) изоляционных материалов классов | |
А | в | |
Обмотки при замере методом термометра | 50(323) | 70 (343) |
То же, при замере методом сопротивления | 60 (333) | 80 (353) |
Активная сталь | 60 (333) | 80 (353) |
Повышенная вибрация электродвигателя вредно отражается на его обмотках и других частях, увеличивает износ и расстраивает крепление. При сильной вибрации могут произойти задевание ротора за статор, поломка вала ротора, нарушение контакта в обмотках. Поэтому при появлении вибрации, превышающей норму, двигатель должен быть при первой возможности выведен в ремонт, а при сильной и возрастающей вибрации его следует остановить немедленно.
Вибрация электродвигателя, измеренная на каждом подшипнике, не должна превышать величин:
Синхронная частота вращения об/мин ... | 3000 | 1590 | 1000 | 750 и ниже |
Допустимая амплитуда вибрации подшипников, мм | 0.05 | 0,1 | 0,13 | 0,16 |
При ремонтных работах на механической части оборудования или его двигателя последний нужно отключить и на приводе пускового аппарата повесить плакат «Не включать, работают люди».
При ремонте электродвигателя концы питающей линии должны быть отсоединены, замкнуты накоротко и заземлены при помощи переносного заземления. Подача напряжения на двигатель до окончания ремонтных работ и выполнения требуемых испытаний не допускается.
Работы на двигателе (или группе двигателей), питающий кабель которого отсоединен, а концы соединены накоротко и заземлены, могут производиться по распоряжению (без наряда).
Осмотр и ремонт пускового аппарата двигателя допускаются только при полном снятии напряжения. У работающего двухскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающая ее линия должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.
Неисправный электродвигатель строительного механизма следует заменять на новый только того типа и мощности, который предусмотрен в паспорте механизма.
Рекомендуется проводить технические осмотры электроустановок и вести технический уход за электродвигателями не более как через 30 дней.
При капитальном ремонте электродвигателей следует добиваться того, чтобы по надежности в эксплуатации и техническим характеристикам отремонтированные двигатели не уступали бы новым.
Основные указания и требования к капитальному ремонту наиболее распространенных асинхронных электродвигателей общепромышленного применения изложены в Технических условиях Министерства электротехнической промышленности ТУ 16-519, 002—67 (для ремонта электрических машин в стационарных условиях) и ТУ 16-519. 005—67 (для ремонта на месте установки).
Для обеспечения необходимого качества все ремонтируемые двигатели проходят испытания, которые могут быть разделены на три группы:
предремонтные (имеют целью определить, какие узлы машины являются дефектными и подлежат ремонту или замене);
промежуточные (служат для того, чтобы еще в процессе ремонта на различных его стадиях выявить допущенные при ремонте неисправности, примененные дефектные материалы, узлы, детали или запасные части);
сдаточные испытания.
Указанные выше технические условия устанавливают два вида сдаточных испытаний асинхронных двигателей после их капитального ремонта: контрольные и типовые.
Контрольным испытаниям должны подвергаться все электродвигатели, отремонтированные без изменения мощности и частоты вращения. Если ремонт двигателя производился с изменением указанных параметров, то его следует подвергать типовым испытаниям. Такие же испытания должны проходить двигатели, поступившие в ремонт без заводских данных (не имеющие паспортов, закрепленных в виде табличек на корпусах).
В объем типовых испытаний, кроме контрольных, входят дополнительно испытания на нагрев и кратковременную перегрузку по току. В зависимости от предъявляемых к электродвигателю требований могут производиться и другие испытания.
Электродвигатель должен быть немедленно (аварийно) отключен от сети при:
несчастном случае (или его угрозе) с человеком, требующим немедленной остановки двигателя;
появлении дыма или огня из двигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
вибрации сверх допустимых норм;
поломке приводного механизма;
нагреве подшипников или других частей двигателя сверх допустимых норм или норм, указанных в инструкции завода-изготовителя;
значительном снижении частоты вращения, сопровождающемся быстрым нагревом двигателя;
обрыве заземляющего проводника.