По данным статистики, большинство пожаров (около 2/3 общего числа) вызывается короткими замыканиями в электроустановках, монтируемых с нарушением требований ПУЭ 1/3 замыканий происходит в результате отсутствия надлежащего ухода за электрооборудованием и сетями при их эксплуатации и снижения величин сопротивления изоляции до опасных значений.
Главными причинами пожаров из-за нарушений правил являются:
перегрузка по току и появление токов коротких замыканий в проводниках. Длительные короткие замыкания возникают в результате неправильного выбора уставок автоматов и применения завышенных плавких вставок в предохранителях;
плохие контакты при соединении проводов между собой и с аппаратами;
появление электрической дуги в коммутационных аппаратах;
разбрызгивание накаленного металла при электросварке;
неисправность или перегрузка обмоток электрических машин и катушек аппаратов при отсутствии соответствующей защиты;
искрение в электрических машинах и аппаратах.
В строительных организациях пожары преимущественно возникают в предназначенных для отдыха рабочих сборно-щитовых бытовых помещениях или специально оборудованных вагонах-бытовках.
В целях обеспечения противопожарной и электробезопасности к вагонам-бытовкам надлежит предъявить следующие технические требования:
а) их следует располагать на строительном объекте строго в соответствии с ППР (с учетом противопожарных разрывов);
б) каждый вагон должен иметь для ввода изолированных проводов штепсельное соединение на ток
25 А или трубостойку с изоляторами, установленными на высоте не менее 2,75 м от поверхности земли; к трубостойке при помощи болта присоединяется заземляющий проводник. При подаче к вагону однофазной линии следует устанавливать два изолятора, а при подаче трехфазной — четыре изолятора. В случае пересечения проезжей части расстояние от провода при наибольшей стреле провеса до поверхности земли должно быть не менее 6 м, а при пересечении пешеходной дорожки — не менее 3,5 м. Пролет при вводе не должен превышать 10 м, при пролете более 10 м следует устанавливать промежуточную опору;
в) ввод проводов через стенку вагона должен осуществляться через фарфоровую втулку (или другой изолятор), с тем чтобы исключить перетирание изоляции проводов и соединение их оголенных частей с металлической обшивкой вагона;
г) внутри вагона должна быть установлена защита от токов короткого замыкания (пробочные предохранители или автоматические выключатели). Ее выбирают в соответствии с нагрузкой электрооборудования раздельно для освещения, отопления, электрокипятильника и др. Установка предохранителей, автоматических выключателей, штепсельных розеток непосредственно на деревянной стенке вагона не разрешается. Их следует устанавливать с под-кладками из несгораемых материалов (асбеста и т.п.);
д) электросеть внутри вагона должна выполняться кабелем одной из марок АВРГ, ДНРГ либо АСРГ (или ВРГ, НРГ, СРГ). При использовании одножильных кабелей марок АВРГ, АНРГ и подобных скручивание их в шнур не разрешается;
е) все соединения проводов следует выполнять только в ответвительных коробках;
ж) освещенность должна составлять не менее 75 лк. Для этого следует устанавливать соответствующего типа светильники;
з) во время эксплуатации запрещается пользоваться светильниками без стекол, т. е. с открытыми лампами, и устанавливать лампы большей мощности, чем предусмотрены типом светильника. Наиболее рациональными следует считать люминесцентные светильники;
и) выключатели и штепсельные розетки сети освещения должны быть брызгопроницаемого типа;
к) рекомендуется устанавливать электропечи трамвайного или подобного типа мощностью до 1кВт на напряжение 220 В заводского изготовления. Количество печей на вагон определяется проектом с учетом создания в помещении температуры не менее 20°С (293 К). В помещениях, имеющих деревянные полы и относящихся к помещениям без повышенной опасности (к ним можно отнести и вагоны-бытовки), в соответствии с ПУЭ не требуется защитного заземления кожухов электропечей. Эксплуатация печей должна вестись согласно заводской инструкции или эксплуатационной, разработанной строительной организацией;
л) однофазная питающая линия на напряжение 220 В, подаваемая к вагону с металлической обшивкой (ответвление) должна быть трехпроводной (при использовании одножильных проводов с одинаковым сечением всех трех жил). Два провода — фазный и нулевой — через грубостойку вводятся в вагон, тре- uni провод — заземляющий проводник—заводится под болт на трубостойке. Трубостойка должна иметь надежный контакт с металлической обшивкой, а она — с металлической рамой;
м) при подаче электроэнергии к вагону по воздушной линии вблизи от вагона должен быть вы-полнен очаг повторного заземления нулевого провода с сопротивлением, не превышающим 10 Ом. Соединение проводника с вагоном должно быть болтовое;
н) подвеску шлангового кабеля (провода) следует осуществлять на тросе с исключением его тяжения;
о) снаружи вагона на расстоянии не более 10 м должен быть установлен отключающий аппарат в соответствии с нагрузкой электрооборудования вагона. Присоединяя группу вагонов-бытовок, расположенных в одном месте, можно установить распределительный шкаф и осуществлять питание вагонов электроэнергией отдельными линиями (из шлангового кабеля или провода); в отдельных случаях можно применять установочный провод, затянутый в резиновый шланг;
и) после присоединения вагона к электросети, и также один раз в три месяца следует проводить
испытание с составлением протоколов: сопротивления изоляции электросетей и электрооборудования; сопротивления заземляющего устройства или заземляющего проводника, предусмотренных проектом производства работ;
р) каждое помещение должно быть обеспечено огнетушителем, а при наличии группы вагонов предусматривается комплект средств пожаротушения.
При размещении на территории строительной площадки сборно-щитового бытового помещения должны выполняться требования, соответствующие условиям такого помещения, изложенные выше.
Расположенным в вагонах передвижным мастерским или лабораториям, оснащенным оборудованием с электродвигателями, подачу электроэнергии следует осуществлять четырехпроводной воздушной линией или четырехжильным кабелем. Рама вагона (фургона), металлическая обшивка и электроприемники должны зануляться.