На участках трассы, где секции прокладываются горизонтально над полом на высоте 2,5—4 м, вдоль стен, по колоннам, по подкрановым балкам, вдоль нижнего пояса ферм, секции укрепляются на стойках и кронштейнах.
При прокладке секций шинопроводов вдоль нижнего пояса металлических ферм для исключения действия крутящего момента на нижний пояс концы кронштейнов, на которых проложены секции шинопроводов, связываются с верхним поясом ферм при помощи оттяжки (рис. 15,а). Для кронштейнов, устанавливаемых на поясе железобетонных ферм, такая оттяжка не требуется (рис. 15,6). Кронштейны, устанавливаемые на железобетонных подкрановых балках, крепятся к ним шпильками (рис. 15,г), а к металлическим балкам привариваются (рис. 15,в).
Если при пересечении шинопроводами пролетов цехов исключается возможность их прокладки на стойках, то шинопроводы либо крепятся к перекрытиям (рис. 16,а), либо подвешиваются на тросе. В обоих случаях в качестве поддерживающего конструктивного элемента (в данном случае охватывающего секцию) применяется подвес. Для закрепления троса на колоннах применяются обхваты.
Установка секций в пролете на подвесах и на колоннах вертикально показана на рис. 16.
При вертикальной прокладке секции шинопроводов крепятся к стенам и колоннам при помощи опорных конструкций из монтажных профилей. Для крепления к стене двух шинопроводов, прокладываемых вертикально по одной трассе, применяется кронштейн, по обе стороны которого устанавливаются секции.
Рис. 15. Установка магистрального шинопровода.
а — вдоль нижнего пояса металлической стропильной фермы; б — вдоль нижнего пояса железобетонной стропильной фермы; в — на подкрановой металлической балке; г — на подкрановой железобетонной балке; 1 — шинопровод; 2 — кронштейн; 3 — оттяжка; 4 — нижний пояс фермы; 5 — верхний пояс фермы; 6 — балка.
Как при вертикальной, так и при горизонтальной прокладке шинопроводов расстояние между местами крепления секций не должно превышать 3 м.
Стойки для крепления секции с секционным разъединителем устанавливаются под ним. Глухое ответвление при помощи ответвительной или тройниковой секции выполняется между стойками или кронштейнами. Секции с компенсатором применяются
Для исключения перемещений секции линии шинопроводов из-за изменений температуры, что могло бы привести к повреждению элементов смонтированного шинопровода: Секции с компенсатором устанавливаются у мест ответвлений, поворотов и на протяженных прямых участках. Такие же секции устанавливаются в местах пересечения трассами шинопроводов температурных швов здания и если возможна разная осадка элементов строения, к которым крепятся шинопроводы, по ту и другую стороны температурного шва.
Рис. 16. Крепление шинопроводов на подвесках. а — подвеска к перекрытию; б — подвеска иа тросе; 1 — шинопровод; 2 — подвес; 3 — натяжное устройство; 4 — концевое закрепление; 5 — трос; 6 — струна; 7 — кронштейн.
Повороты и разветвления.
Повороты линий сети в вертикальной и горизонтальной плоскостях выполняются с помощью угловых секций; разветвления — с помощью тройниковых и крестообразных секций. Если сложная конфигурация препятствий исключает применение прямых и угловых секций, то обход препятствий выполняется с помощью гибких проводных секций.
Проходы через проемы и перекрытия выполняются через проходные плиты в тех случаях, если смежные помещения должны быть изолированы. Если помещения могут сообщаться, то проходы выполняют через проемы, а шинопроводы крепят к монтажным профилям. При расстоянии между опорами, находящимися по обе стороны проема, не превышающем допустимого, крепление шинопровода в проеме не требуется.
Комбинированная прокладка шинопроводов может применяться, когда по трассе магистральных шинопроводов встречаются участки с различной средой и различными условиями (с точки зрения возможности повреждения шинопровода). В этих случаях отдельные участки магистральной сети могут иметь различные конструктивные исполнения. Так, секции сети, которые выполняются магистральными шинопроводами самонесущей конструкции с изолированными шинами, могут иметь короба с перфорацией только в местах, где возможно повреждение изоляции шин, а в других местах короба не нужны. Если речь идет о шинопроводах с голыми шинами, то их секции, проложенные в пыльных местах, должны иметь сплошные короба. В местах не пыльных, но где возможно прикосновение к шинам, могут быть короба с перфорацией. На участках трассы, проходящей в местах с нормальной средой и где исключена возможность случайного прикосновения к шинам, короба не нужны.
Рассмотренная комбинированная прокладка целесообразна только в случаях, когда преобладают протяженные участки, на которых секции шинопроводов могут не иметь коробов. Если эти участки преобладают, но часто чередуются с участками, где короба требуются, то применение комбинированного шинопровода (с коробом и без него) создает большую пестроту. Поэтому и такое решение нежелательно с эстетической точки зрения.
Специальные случаи подвески прямых секций распределительных шинопроводов. Отсутствие в цехе кранов, выполняющих транспортные операции, связанные с технологическим процессом, позволяет располагать распределительные шинопроводы в местах, наиболее удобных с точки зрения питания потребителей цеха независимо от их размещения в нем. Одним из возможных решений таких случаев является подвеска прямых секций распределительных шинопроводов на высоте примерно 5 м вдоль цеха параллельными рядами на расстояниях 5—8 м (рис. 17).
Секции крепятся к нижнему поясу ферм при помощи специального подвеса, обеспечивающего достаточно жесткую фиксацию секций.
Рис. 17. Распределительный шинопровод, подвешенный поперек металлических ферм совместно с осветительным шинопроводом и светильниками.
1 — подвес; 2— консоль; 3 — распределительный шинопровод силовой сети; 4 — шинопровод осветительной сети; 5 — штепсельный разъем; 6 — трубопровод сжатого воздуха; 7 — кронштейн со светильником; 8 — серьга; 9—ответвительная коробка.
К секциям распределительных шинопроводов силовой сети крепятся секции шинопроводов осветительной сети, а также укрепляются кронштейны со светильниками. Светильники, устанавливаемые на кронштейнах на силовых шинопроводах, присоединяются к секциям распределительных шинопроводов сети освещения с помощью штепсельных устройств.
В отдельных случаях к секциям распределительных шинопроводов снизу крепятся также трубопроводы магистралей сжатого воздуха.
Соединение шин секций комплектных шинопроводов выполняется либо разъемным — болтовым, либо неразъемным— при помощи сварки. Предпочтение отдается сварному соединению как более надежному и более простому в эксплуатации, в связи с чем сварное соединение шин предусмотрено для большинства магистральных шинопроводов. Однако сварное соединение не всегда можно выполнить. Поэтому контакты на концах шин шинопроводов выполнены таким образом, что наряду с соединением сваркой допускают возможность болтового соединения.
Разновидностью болтового соединения является одноболтовой сжим (рис. 9,в), обеспечивающий соединение нескольких шин при помощи только одного болта. Так как одноболтовой сжим применяется для соединения довольно толстого пакета шин, под головку болта и гайку положены тарельчатые пружины, обеспечивающие постоянство давления при меняющейся из-за изменения температуры толщине пакета шин. Одноболтовой сжим удобен для эксплуатации и может быть весьма надежен, если все открытые поверхности токоведущих частей в месте соединения будут изолированы; открытые токоведущие части значительно снижают уровень электрической прочности всего шинопровода, так как при загрязнении поверхности изоляции, разделяющей их, возможны перекрытия.