Содержание материала

Линии главных крановых троллеев представляют собой троллеи с подпиточными шинами (или без них), смонтированные на кронштейнах с троллеедержателями, или комплект специальных секций, соединенных между собой. Трассы троллейных линий проходят по подкрановым балкам.
Для обеспечения надежного и четкого токосъема, обусловленного плавным перемещением токосъемника по троллеям с малоизменяющимся давлением на них, троллеи прокладываются строго параллельно рельсам подкрановых путей с жесткой привязкой троллеев к рельсу подкранового пути, которая характеризуется расстояниями от оси рельса до оси троллеев и от верхней точки рельса до верхней точки верхнего троллея. Расстояние от оси рельса до оси троллея 550—600 мм для троллейных кронштейнов с межфазными расстояниями 250 и 450 мм и до 350 мм для троллейных кронштейнов с межфазным расстоянием 140 мм (обычно однобалочных кранов). Расстояние от верхней точки рельса до верхней точки верхнего троллея 300—350 мм.
На рис. 55 даны примеры крепления троллейных кронштейнов к железобетонным и металлическим подкрановым балкам.

Крепление троллейных кронштейнов к железобетонным подкрановым балкам (рис. 55,а) осуществляется приваркой П-образного элемента кронштейна
к коротким уголкам («коротышам») шпилек, укрепленных в сквозных отверстиях балок. К металлическим (рис. 55,б) балкам троллейные кронштейны крепятся приваркой непосредственно П-образного элемента кронштейна к ребрам жесткости этих балок.
Достаточная жесткость троллеев обеспечивается установкой троллейных кронштейнов на расстоянии 3 м друг от друга.

Рис. 55. Крепления троллейных кронштейнов к балкам.
а — железобетонной; б — металлической; 1— П-образный элемент; 2 — шпилька; 3 — железобетонная балка; 4 — металлическая балка.
Крановые троллейные линии различаются по числу троллеев (троллейных «ниток»), сортаменту стали, из которых эти троллеи изготовляются, и числу рабочих и ремонтных участков. Для троллеев применяются: стальные уголки, швеллеры, двутавры, профили круглого и квадратного сечений, а также аналогичные профили из алюминиевых сплавов.
Число ремонтных участков зависит от числа кранов, питающихся от линии. Для одного крана достаточен один ремонтный участок с одного конца; для двух — два участка с двух концов линии, для трех и четырех — три ремонтных участка (два с концов и один посредине линии).

Кроме того, ремонтные участки бывают в местах технологических разрывов, с которыми граничит зона обслуживания крана. Минимальная длина крайних ремонтных участков обычно на 2 м больше ширины крана, средних — больше на 4 м.
Троллеи рабочих и ремонтных участков имеют разрыв (зазор), равный 50 мм, образованный соответствующим закреплением концов этих троллеев на троллее- держателях секционного кронштейна.
Следует отметить, что на крайних кронштейнах концы троллеев выступают на 150—200 мм за пределы троллеедержателей.
Компенсация температурного удлинения троллеев осуществляется компенсаторами, которые устанавливаются через каждые 30 м; если длина троллеев рабочего участка составляет примерно 60 м, то ставится посредине один компенсатор. Компенсаторы предпочтительно устанавливать у температурных швов зданий.
Перемещение троллеев при температурных изменениях направленное. Это достигается закреплением концов троллеев (например, приваркой к пластине троллеедержателя) таким образом, что перемещение троллея возможно в сторону компенсатора либо секционного разрыва, если такой имеется.
Если электропроводность троллеев не достаточна по условиям потери напряжения (обычно для троллеев из угловой стали), то параллельно троллеям прокладываются шины так называемой подпитки, к которым троллеи присоединяются в определенных местах. Присоединение выполняется при помощи подпиточной планки, которая соединена с подпиточной шиной и приваривается к троллею. Конструкция подпиточной планки такова, что после приварки к троллею она становится также закрепой для подпиточной шины.
Для троллейных линий передвижных электроталей, однорельсовых тележек с крюком или подъемным магнитом грузоподъемностью до 10 Т применяются тельферные кронштейны или кронштейны-траверсы с троллеедержателями, расположенными в горизонтальной плоскости.
Эти кронштейны крепят приваркой скобы к монорельсу. Расстояние от оси монорельса до оси ближайшего троллея 225 или 375 мм в зависимости от конструкции тельфера. Для этих троллеев применяется либо стальная полоса 40X4, либо стальной уголок 32X32X3 или 40 Х40Х4. Секционных кронштейнов для таких линий нет; при необходимости в месте секционирования устанавливаются рядом два кронштейна, на каждом из них крепят троллеи соответствующей секции с зазором 50 мм.
Питание троллейных линий осуществляется через коммутационные аппараты (рубильники, автоматы, контакторы). Троллеи ремонтных участков могут питаться как от троллеев рабочего участка, так и непосредственно от источника питания; как в том, так и в другом случаях питание подается через коммутационный аппарат.
Ящики с коммутационными аппаратами устанавливают обычно на ремонтных площадках и стенах и колоннах на уровне ремонтных площадок вблизи секционного разрыва. Провода питающих линий присоединяют к троллеям, а при наличии подпиточных шин — к шинам. К троллеям провода присоединяют через переходную сталеалюминиевую планку, привариваемую к троллеям.
Световая сигнализация. Каждый участок троллеев (как рабочий, так и ремонтный) снабжается световой сигнализацией. Эта сигнализация осуществляется ламповыми светофорами; каждая из ламп светофора включена на фазу (полюс) троллейной линии секции. Долговечность службы ламп достигается снижением на них напряжения на 10% против номинального.

Комплектные троллейные линии.

Наряду с описанным выполнением троллейных линий, которые собираются из отдельных элементов (троллеев, подпиточных шин, троллейных кронштейнов и пр.), троллейные линии выполняются из комплектов специальных троллейных секций (аналогично линиям сетей из шинопроводов). Комплектная троллейная линия состоит из троллейных секций в виде шестиметровых коробов, содержащих троллеи, смонтированных с подпиточными шинами на троллеедержателях, разрывами для секционирования и компенсаторами, а также с планками-контактами для присоединения питающих проводов, соединенных друг с другом и укрепленных на подкрановых балках.
Каждый из коробов секции имеет элемент, выполненный в виде направляющих для колесиков тележки, на которой установлен токосъемник. Из направляющих отдельных коробов создается путь, по которому токосъемник перемещается вдоль троллеев.

Токосъемник с краном связан гибко; гибкая связь исключает последствия толчков при движении крана.

Бестроллейная скользящая система питания кранов.

В цехах, в которых по разным соображениям нежелательно иметь открытые троллеи, применяется бестроллейная скользящая система питания кранов. Она представляет собой комплект колонок, в верхней части которых, в их головке, установлены утоплено пластины, число которых соответствует числу троллейных ниток. К пластинам подведено питание. Токосъемник выполнен в виде лыж, которые скользят по пластинам при движении крана. Расстояние между колонками увязано с длиной лыж таким образом, что лыжи в любом месте пути крана касаются минимум пластин одной колонки, причем лыжи переходят с колонки на колонку без разрыва цепи.
По соображениям безопасности эксплуатации при напряжении до 500 в расстояние от троллейных проводников до уровня пола или земли должно быть не менее 3,5 м, а в проезжей части — не менее 6 м.
Троллейные линии должны размещаться со стороны, противоположной расположению кабины мостового крана.
Коммутационные аппараты, через которые питаются троллеи, должны запираться на ключ.