ГЛАВА ВТОРАЯ
СЕТИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ КОМПЛЕКТНЫМИ ШИНОПРОВОДАМИ ЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА И ГОЛЫМИ ШИНАМИ
Общие сведения о комплектных шинопроводах
Комплектными шинопроводами называется группа изделий, которые предназначены для цеховых сетей; проводниками в них служат шины. Электрическая сеть, выполненная комплектными шинопроводами, представляет собой их элементы, соединенные между собой и укрепленные под полами, на стенах, колоннах и перекрытиях строения. Этими элементами являются так называемые секции, которые предназначены для выполнения прямых участков, поворотов и разветвлений сети, ответвлений от нее и для присоединений комплектной сети к щитам, а также коробки для выполнения ответвлений к электроприемникам и коробки для присоединения шинопроводов к питающей сети. Элементами комплектных шинопроводов являются также конструкции для креплений. Комплектные шинопроводы разделяются на магистральные и распределительные и соответственно применяются для выполнения магистральных и распределительных сетей.
Магистральные шинопроводы рассчитаны на большие токи (800—4 000 а) и присоединения сравнительно небольшого количества ответвлений для питания потребителей. Секции магистрального шинопровода показаны на рис. 5.
Таблица 1
Характеристика | Шинопроводы | |
распределительные | магистральные | |
Номинальное напряжение, в | 380 (660)* | до 1 000 |
Номинальный ток, а | 25, 63, 100, 250, 400 и 600 | 1000, 1600, 2500 и 4 000 |
Динамическая устойчивость, ка, для шинопроводов на номинальные токи, а: |
|
|
25, 63 | 5 |
|
100, 250 и 400 | 10 | — |
600 | 25 | — |
1000 | — | 25 и 40 |
1 600 и 2 500 | — | 40 и 70 |
4000 | — | 70 и 100 |
Потеря напряжения, в, на 100 м шинопровода на фазу при номинальном токе и cos φ=0,8 | 8—12 | 10**—20 |
* При наличии коммутационно-защитной аппаратуры на 660 в.
** При спаренных шинах.
Рис. 5. Элементы (секции) магистрального шинопровода.
1 — присоединительная; 2 — угловая вертикальная; 3 — прямая; 4 — компенсационная; 5 — тройниковая; 6 —для секционирования; 7 — ответвительная; 8 — угловая горизонтальная; 9 — гибкая; 10 — концевая заглушка.
Рис. 6. Элементы (секции) распределительного шинопровода.
1 — угловая вертикальная; 2 — прямая; 3 — тройниковая вертикальная; 4 — тройниковая горизонтальная; 5 —угловая горизонтальная; 6 — концевая заглушка; 7 —заглушка, закрывающая место резервного присоединения; 8 — ответвительная коробка с предохранителями; 9 — ответвительная коробка с автоматом (видна рукоятка автомата); 10— коробка с сигнальными лампами, указывающими наличие напряжения; 11 — вводная коробка.
Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 600 а и на питание большого количества потребителей. Секции распределительного шинопровода и примеры присоединений к распределительному шинопроводу показаны на рис. 6.
Основные параметры, характеризующие современные шинопроводы, приведены в табл. 1.
Как указывалось выше, для выполнения прямых участков, поворотов, разветвлений и присоединений комплектных сетей применяются прямые, угловые, тройниковые, крестообразные и присоединительные секции, которые представляют собой конструкцию из нескольких шин на изоляционных опорах, укрепленных в металлической оболочке или на открытой металлоконструкции. Шины прямых секций — прямые, угловых — согнутые под углом, тройниковых — Т-образные, крестообразных— имеют форму креста. Конфигурации шин соответствует и конфигурация оболочек, в которые шины заключены.
Взаимное расположение шин в шинопроводах различно. На рис. 7 показаны поперечные сечения секций с характерным для трехфазных шинопроводов расположением шин, состоящих как из одной, так и из нескольких полос на фазу. Выполнение шины из нескольких полос — расщепление шин — позволяет лучше использовать материал и уменьшить индуктивное сопротивление секций (переплетение и спаривание шин). При расщеплении полосы шин одноименных фаз располагаются рядом (рис. 7,а); при переплетении полосы разных фаз чередуются (рис. 7,б); при спаривании полосы разных фаз располагаются рядом (рис. 7,в).
Конструктивное исполнение шинопроводов. У магистральных шинопроводов несущим элементом обычно являются сами шины больших сечений, у распределительных— оболочки. Конструктивное исполнение секций, у которых шины являются несущим элементом, называется самонесущим.
Конструкция оболочки определяет исполнение секции с точки зрения возможности прикосновения к шинам и защиты их от влияния окружающей среды. В соответствии с этим различаются секции:
- Открытого исполнения — шины не защищены от прикосновения или попадания на них посторонних тел (секции с голыми шинами).
Рис. 7. Расположение шин в магистральных (а, б и в) и распределительных (г, д) шинопроводах.
а — расщепление; б — переплетение; в — спаривание; г — симметричная οболочка; д — несимметричная оболочка.
2. Защищенного исполнения- шины защищены от случайного прикосновения и попадания на них
посторонних предметов (секции с голыми шинами с оболочкой в виде сетки или короба с перфорацией).
- Закрытого исполнения — голые шины со сплошной оболочкой, например в виде сплошного короба.
- Пыленепроницаемое исполнение — голые шины с уплотненной сплошной оболочкой (например, в виде сплошного короба с уплотненными швами и стыками, исключающими попадание пыли внутрь короба).
Рис. 8. Опорные конструкции шинопроводов.
а — стойки; б — кронштейны; в — подвесы.
- Брызгозащищенное исполнение — голые шины со сплошной оболочкой, исключающей проникновение брызг во внутрь.
Изоляция шин. Для повышения надежности шины часто изолируются. Секции, шины которых имеют сплошную изоляцию и оболочка защищает ее от повреждения, можно условно отнести к пыленепроницаемым, а секции с влагостойкой изоляцией — к брызгозащищенным.
Элементы для ответвлений и присоединений. Для ответвлений от шинопроводов к электроприемникам применяются ответвительные коробки. Для присоединения шинопроводов к питающей сети служат вводные коробки.
Ответвительная коробка (поз. 8, 9 на рис. 6) представляет собой металлический корпус, в котором установлены предохранители, автомат или выключатель; эти аппараты присоединены к укрепленным в этом же корпусе штепсельным контактам (для соединения аппарата коробки с шинами при установке коробки на секции) .
Вводные коробки (поз. 11 на рис. 6) имеют также металлический корпус, в котором укреплены контактные переходные элементы для присоединения жил проводов или кабелей питающих линий к шинам секций.
Опорные конструкции. Для крепления секций комплектных сетей над полом, на стенах, на колоннах и на фермах служат опорные конструкции: стойки, кронштейны и подвесы (рис. 8).
Различие в назначении магистральных и распределительных сетей отражается на номенклатуре и характере секций и коробок, применяемых для сооружения этих сетей.