Содержание материала

Автоматическое управление переключающими устройствами при многоступенчатом регулировании напряжения осуществляют с помощью реле типа РРН-46 или ЭН-146. Эти реле обеспечивают стабилизацию (поддержание на одном уровне) напряжения регулируемой цепи, т. е. вторичного напряжения трансформатора. Подобные реле могут быть использованы также для регулирования напряжения под нагрузкой вольтодобавочных трансформаторов, устанавливаемых на подстанциях дополнительно к нерегулируемым трансформаторам.
Работу схемы автоматического управления трансформатора от реле регулирования напряжения можно проследить по рис. 34. В отличие от местного управления в схеме используются также промежуточное реле РП и реле, создающее выдержку времени РВ. Удерживающий эффект при замыкании главных контактов реле напряжения PH обеспечивается соответствующими удерживающими катушками УК. Кроме указанных элементов в схему автоматического управления введен элемент минимального напряжения РМН.
Для включения автоматического управления рукоятки ключей режимов 1К и 2К надо установить в положение «автоматическое». Тогда через замкнутые контакты этих ключей к измерительному элементу реле напряжения PH будет подведено регулируемое напряжение и в случае, если оно равно напряжению уставки, то рабочий орган реле займет равновесное положение и разомкнет контакты PH 1—9. Изменения напряжения регулируемой цепи учитываются реле напряжения, которое в зависимости от знака изменения замыкает правую или левую пару главных контактов (1—9 или 9—1). В случае снижения напряжения внешней цепи реле замыкает контакты цепи 1—9 и через замкнутые контакты минимального элемента РМН подключает катушку промежуточного реле РП, последнее, включившись, подает питание на реле времени РВ. При устойчивом снижении регулируемого напряжения, превышающем установленную выдержку времени реле РВ, оно сработает и своими контактами подключит катушку пускателя 1П. Далее управление происходит аналогично рассмотренному выше случаю местного управления. Приводной электродвигатель при этом подключается к фазам А, В, С контактами пускового реле 1П.
При автоматическом управлении контакты реле напряжения должны быть замкнуты в течение всей выдержки времени реле РВ. Если изменение напряжения, вызвавшее срабатывание PH, оказалось кратковременным и его контакты разомкнутся раньше, чем закончится выдержка времени, промежуточное реле РП отпускает и, отключив реле времени, предотвращает переключение механизма. Для контроля за величиной напряжения срабатывания и настройки измерительного органа в схеме предусмотрены зажимы КЛ для подключения контрольного вольтметра.
Если в энергосистеме происходит аварийное снижение напряжения (ниже величины 0,7—0,8 от номинального), то сработает элемент минимального напряжения РМН и, отпадая, разорвет цепь питания катушки 1П, чем предотвратит возможность переключения на повышение напряжения при таком режиме сети.
При работе регулятора на понижение напряжения после соответствующей выдержки времени подается питание на пусковое реле 2П и процесс переключения и торможения электродвигателя осуществляется аналогично местному управлению.       .
Сигнализация перехода со ступени на ступень осуществляется красной лампой ЛК, подключаемой контроллером после начала движения механизма, а указание положений переключателя — с помощью сельсина приемника УП, установленного на щите управления.
Кроме автоматического управления для трансформаторов, устанавливаемых на обслуживаемых подстанциях, имеющих щиты управления или закрытые распредустройства, предусматривается дистанционное управление. При этом ключи кнопочного управления могут быть расположены или на щите управления в коридоре управления, или в одной из ячеек распредустройства (там же располагают указатель положения — приемник и контрольную лампу процесса переключения).
Так как большинство действующих регулируемых трансформаторов, начиная с мощностей 10 тыс. кВА, оборудованы устройствами типа PITT-13 с дистанционным управлением, рассмотрим этот способ управления применительно к указанному устройству. В отличие от схемы, приведенной на рис. 34, это переключающее устройство приводится в действие приводным электродвигателем постоянного тока типа ПН-2,5 мощностью 0,3 кВт, напряжением 220 или 110 в при 1 700 об/мин (такие электродвигатели применялись ранее также в схемах управления устройств типа РНТ-9).  Основными элементами устройства РТН-13 являются реверсивные контакторы РК для изменения направления вращения электродвигателя, контроллер К, закрепленный на главном вертикальном валу приводного механизма, и реле времени РВ, осуществляющее торможение электродвигателя. Схема включения элементов для дистанционного управления приводным механизмом показана на рис. 35.

Рис. 35. Принципиальная электрическая схема дистанционного управления приводным механизмом на оперативном постоянном токе.
РВ — реле времени; Ш — штепсельная розетка; Л — лампа освещения; ПВ — предельный выключатель; К — контроллер; БВ — блокировочный выключатель; РК — реверсивные контакторы; R — гасительное сопротивление; Я — якорь электродвигателя; KУ — кнопочное управление; KЛ — красная сигнальная лампа процесса переключения; В — обмотка возбуждения; УД — указатель положений (датчик); УП — указатель положений (приемник).

Для уяснения работы схемы рассмотрим положения контактов основных приборов. Контакты предельного выключателя ПВ при работе трансформатора на средних ответвлениях (от II до VIII) — замкнуты. При нахождении переключателя на ответвлении I разомкнута правая группа контактов 27—28 и 29—30, что исключает возможность включения электродвигателя для вращения переключателя в сторону 9—1. При остановке переключателя на крайнем ответвлении IX разомкнута левая группа контактов 23—24 и 25—26 для предотвращения вращения электродвигателя в направлении 1—9.
Работа механизма при повышении напряжения (движение в сторону 1—9) происходит следующим образом: нажатием кнопки управления 1—9 подается питание на катушку реверсивного контактора РК 1—9\ последний притягивает и замыкает контакты 49—50; 51—52, 53—54 и размыкает контакты 57—58. Одновременно через цепь контроллера блокируется кнопка 1—9, включаются на сеть якорь электродвигателя и реле времени РВ, последнее своими контактами 74—73, работающими с выдержкой времени при размыкании, подключает параллельную обмотку электродвигателя. Электродвигатель при вращении поворачивает вал переключающего устройства, а вместе с ним и барабан контроллера, который за одно переключение совершает полный оборот. Процесс переключения отмечается красной сигнальной лампой КЛ, подключаемой к сети пальцем контроллера 62. Перед окончанием переключения палец 63, попадая в вырез барабана контроллера, отключит катушку реверсивного контактора РК 1—9 и последний, отпадая, отключает от сети катушку реле времени РВ и цепь якоря электродвигателя. При этом контакты 57—58 замыкаются и закорачивают обмотку якоря электродвигателя. Благодаря тому, что параллельная обмотка электродвигателя отключится позже, чем закорачивается обмотка якоря (выдержка реле РВ составляет 1 —1,5 сек), происходит электрическое торможение электродвигателя и переключающее устройство останавливается в рабочем положении.
Наряду с электрической блокировкой вращения переключающего устройства, осуществляемой предельными выключателями ПΒ, предусматривается также механическая блокировка при управлении механизмом с помощью рукоятки.