7. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ
а ) Местное и ручное управление
При наладке, пробных переключениях и испытаниях трансформаторов необходимо местное управление с помощью аппаратуры, установленной непосредственно на самом трансформаторе. Переключающее устройство приводится в действие от электродвигателя, управление которым производится по принципиальной электрической схеме, представленной на рис. 34 (схема дана применительно к усовершенствованному переключающему устройству типа РНТ-13А).
В ряде случаев при отсутствии других способов управления (например, дистанционного) необходимость в местном управлении возникает достаточно часто, поэтому целесообразно рассмотреть работу схемы при этом способе управления.
Для выполнения переключений рукоятки ключей 1К и 2К, расположенные на щите управления и панели стабилизатора (рис. 33), предварительно устанавливают в положение «местное». Переключение со ступени на ступень осуществляется поворотом ключа 4К с автоматическим возвратом. Для повышения напряжения рукоятку ключа следует повернуть в направлении 1—9 и после включения реле 1П ее можно отпустить, так как реле блокируется и независимо от положения ключа остается включенным. Цепь питания реле 1П замыкается при этом через барабан контроллера КР. Нормально открытые контакты реле 1П, расположенные в силовой цепи электродвигателя, замыкаются.
Рис. 34 (см. подпись на стр. 70).
Рис. 34. Принципиальная схема автоматического управления переключателя на оперативном переменном токе. х — зажим клеммной сборки на приводном механизме; ●— то же на щите управления; буквой п обозначено конечное положение переключающего механизма.
Электродвигатель начинает вращение, приводя в действие переключающее устройство и барабан контроллера. За одно переключение барабан контроллера КР делает один полный оборот, во время которого подключается красная сигнальная лампа процесса переключения; в конце переключения палец (контакты 5—4 контроллера), находящийся в цепи реле 1П, попадет в вырез барабана и отключит катушку реле от сети, в результате чего электродвигатель отключается и затормаживается с помощью реле контроля скорости РКС. Процесс торможения происходит следующим образом: при увеличении скорости электродвигателя в начале пуска нормально открытый контакт реле контроля скорости РКС 1—9, находящийся в цепи питания катушки реле 2П, замыкается и, как только отключится катушка реле 1П, включается цепь катушки реле 2П, в результате чего происходит торможение электродвигателя противовключением. Контакты РКС должны быть отрегулированы так, чтобы при снижении оборотов электродвигателя до нуля и размыкания контакта РКС не происходил «выбег» электродвигателя.
Реверсирование электродвигателя, т. е. переключение в направлении 9—1, производится поворотом ключа 4К в соответствующую сторону. При этом подобно описанному происходят подключение к сети электродвигателя (реле 2П), его отключение и остановка.
Кроме местного управления с помощью электродвигателя, для многоступенчатых переключателей средних и больших мощностей предусматривается также ручное управление, при котором переключатель приводится в действие от руки при помощи рукоятки. Рукоятка надевается на горизонтальный вал приводного механизма переключателя через -специальный люк, закрытый крышкой.
Такое управление необходимо в случае неисправности электродвигательного привода, застревания переключателя в промежуточном положении или отсутствия питания. Чтобы обезопасить оператора от включения электродвигательного привода со щита управления, при установке рукоятки происходит отключение электродвигателя блокировочным выключателем, а в некоторых механизмах также отделение его от кинематической цепи с помощью специального устройства.