Содержание материала

Разборка и сборка.

При необходимости производства полной разборки выключателя для осмотра внутренних частей, капитального ремонта и пр. разборка производится в следующем порядке:
а) снимаются горшки с маслоуказателями, боковые и передний щиты рамы, верхние колпаки;
б)  снимаются камеры с гасительными устройствами;
в)  снимаются нижние фарфоровые покрышки;
г)  свинчиваются экраны с нижних концов труб конденсаторных втулок;
д) снимаются болты, крепящие гибкую связь подвижного контакта к обходному угольнику;
е)  вынимаются валики, соединяющие нижние концы изолирующих тяг с механизмом, после чего вынимается кверху вся подвижная контактная система;
ж)   снимается верхняя фарфоровая покрышка.
Сборка выключателя производится в обратном порядке.

Рис. 62. Шаблон для центрирования нижнего изолятора по токоведущему стержню.
При установке газоотвода следят за тщательностью уплотнения конденсаторной втулки резиновыми прокладками, подтягивая при необходимости болты, обеспечивающие сжатие резины. Ду го гасительное устройство крепят сначала на двух установочных шпильках (с буртиками), затем ставят горшок и затягивают все гайки. При креплении дугогасительного устройства и горшка обращают особое внимание на тщательность установки резиновых маслоупорных прокладок, а также на надежную и равномерную затяжку болтовых соединений. Перед установкой дугогасительного устройства центрируют нижний изолятор по токоведущему стержню, пользуясь шаблоном (рис. 62), изготовляемым из стали толщиной 2 или 3 мм.

Эксплуатация.

В процессе эксплуатации выключатель должен подвергаться периодическим наружным осмотрам, а также текущим ремонтам и капитальным ремонтам.
Периодические наружные осмотры выключателя производятся в следующие сроки:
а)  в распределительных устройствах объектов с постоянным обслуживающим персоналом и подстанций с дежурством на дому — не реже одного раза в сутки. Кроме того, один раз в 7 дней производится осмотр ночью без освещения для выявления наличия разрядов, коронирования и пр.;
б) в установках без постоянного обслуживающего персонала:
при мощности соответствующего трансформатора до 3200 ква — не реже одного раза в месяц;
при мощности соответствующего трансформатора 3200 ква и выше — не реже одного раза в 10 дней.
Внеочередные наружные осмотры выключателя производятся после отключения коротких замыканий, а также после включений на короткое.
При наружном осмотре выключателя следует проверять:
а)  уровень масла, который должен быть между верхней и средней закрашенными чертами маслоуказателя. Вместе с тем после отключения коротких замыканий допускается снижение уровня масла до нижней закрашенной черты. Доливка масла может быть при этом отсрочена до очередного текущего ремонта;
б)  отсутствие течи масла;
в) состояние изоляторов — чистота поверхности, отсутствие видимых дефектов (трещин и сколов);
г)  отсутствие тресков и шумов внутри выключателя, отсутствие короны и разрядов на изоляторах;
д) отсутствие снежных заносов (зимой), уменьшающих до недопустимых пределов (ниже 300 мм) разрядное расстояние между полюсами и между частями, находящимися под напряжением, и землей;
е)  состояние механических креплений выключателя и привода;
ж)  состояние ограждения выключателя;
з)   состояние выхлопных заслонок газоотводов (в нормальном состоянии заслонки должны закрывать окна газоотвода;
и)  состояние заземляющей проводки.
Текущие ремонты выключателя производятся по мере необходимости. В местностях, где изоляция выключателя подвергается сильному загрязнению, периодичность текущих ремонтов устанавливается энергосистемой. Внеочередной текущий ремонт производится для устранения дефектов, обнаруженных при наружных осмотрах, или для уточнения причин ненормальностей, выявленных в процессе эксплуатации.
При текущем ремонте выключателя производятся следующие работы:
а)  спускается масло и снимаются горшки с маслоуказателями, после чего производится осмотр частей гасительного устройства, их чистка и, в случае необходимости, зачистка контактов и мелкий ремонт; проверяется ход в контактах;
б) снимаются верхние колпаки и производится осмотр и чистка деталей подвижной контактной системы, а также верхних частей изоляционных тяг, конденсаторных втулок и внутренней поверхности верхних фарфоровых покрышек;
в)  производится тщательный осмотр наружной поверхности фарфоровых покрышек, армировочных швов и уплотнений в местах крепления фарфоровых покрышек. Покрышки протираются тряпкой, смоченной в бензине;
г)  осмотром и пробной подтяжкой проверяется состояние контактов в местах присоединения ошиновки;
д) снимаются боковые и передний съемные щиты рамы и осматриваются механизм всех трех полюсов и передача к приводу; проверяются и подтягиваются винтовые соединения. Производится смазка всех трущихся частей механизма незамерзающей смазкой (например марки ЦИАТИМ-201, АФ-70, ГОИ-54, НК-30). Протираются нижние части изоляционных тяг, а также нижние части внутренней поверхности верхних фарфоровых покрышек; при включенном выключателе проверяется пробным нажатием на штоки поршней, не заедают ли буфера. Производится осмотр и очистка сборок зажимов цепей встроенных трансформаторов тока и подогревательных устройств; в случае необходимости производится подтяжка отдельных контактов;
е)  производится проверка, промывка и очистка указателей уровня масла;

ж)  проверяются и подтягиваются болты крепления выключателя к опорной конструкции и болты, крепящие фарфоровые покрышки.
Во избежание образования перекосов, могущих привести к повреждению фарфора или армировки, подтяжка должна производиться равномерно по всей окружности путем поворота последовательно каждого из болтов не более, чем на четверть оборота за один раз;
з)   осматривается и проверяется заземляющая проводка выключателя. Болты в контактных соединениях подтягиваются, а сварные соединения проверяются простукиванием;
и)  снимаются щиты шкафа привода и очищаются от пыли и грязи все внутренние части. Трущиеся части смазываются незамерзающей смазкой или, в крайнем случае, трансформаторным маслом. Осматриваются зажимы и провода вторичной коммутации. Удаляются следы оплавления контактов контактора. Осматриваются и смазываются техническим вазелином вспомогательные контакты;
к)  проверяется состояние изоляции вторичных обмоток трансформаторов тока мегомметром 1000 в, проверяется мегомметром или другим аналогичным прибором целость замкнутой цепи тех встроенных трансформаторов тока, к которым не присоединены измерительные или другие приборы;
л)  проверяется, не засорились ли 4 отверстия 0 5 в верхних дисках сварных газоотводов (см. рис. 46) и 12 отверстий  6,7 в днище шкафа привода. Первые из них служат для стекания конденсированной воды из коробок для трансформаторов тока, а вторые — для вентиляции.
По окончании перечисленных работ вновь устанавливают верхние колпаки, горшки гасительных камер, боковые и передние щиты, закрывают щиты шкафа привода и вновь заливают масло, после чего производят несколько оперативных включений и отключений (током).
Как показал опыт эксплуатации, приведенный выше объем работ не является обязательным при всех текущих ремонтах.

Так, например, выполнение пп. «а», «б», «д», «е», связанных с частичной разборкой выключателя, обязательно только в том случае, если перед ремонтом выключатель отключал несколько раз короткие замыкания при средних или больших токах, или если имеются другие основания предполагать износ контактных частей или сильное загрязнение внутренних полостей.
Капитальные ремонты выключателя производятся не реже одного раза в три года. Для выключателей, установленных в районах с воздухом, загрязненным проводящей пылью, устанавливаются дополнительные сроки капитальных ремонтов. Внеочередной капитальный ремонт производится после отключения каким-либо полюсом не более шести коротких замыканий; при этом неуспешное автоматическое повторное включение (выключатель отключился, повторно включился на короткое замыкание и вновь отключился) считается как отключение трех коротких замыканий.
Если после отключения менее чем шести коротких замыканий уровень масла опустится ниже закрашенной нижней черты маслоуказателя, то в этом случае можно не производить ремонта выключателя, а ограничиться лишь доливкой масла.
При капитальном ремонте выключателя производятся следующие работы:
а)  слив масла и полная разборка выключателя в соответствии с порядком, указанным выше;
б)  тщательный осмотр, чистка, смазка и, при необходимости, ремонт или замена отдельных частей;
в)  сборка и регулировка выключателя и заливка свежим маслом.
Ремонт сопровождается рядом профилактических испытаний по специальной программе и методике, утверждаемой эксплуатирующей организацией, а именно:

  1. Перед ремонтом:

а)  измерение токов утечки или сопротивления изоляции изолирующих штанг;
б) измерение угла диэлектрических потерь конденсаторных втулок;
в)   измерение сопротивления контактов.

  1. В процессе ремонта: испытание встроенных трансформаторов тока.
  2. По окончании ремонта:

а)  измерение сопротивления и испытание повышенным напряжением всей изоляции выключателя и привода;
б) измерение времени действия выключателя при электрическом включении и отключении.

Рекомендуется также проверять соответствие скоростных характеристик выключателя (при отключении и включении) данным, сообщаемым заводом-изготовителем для соответствующих вариантов исполнения выключателей и приводов.
Для этого снимают один из верхних колпаков и устанавливают прибор для измерения скорости (например, вибратор), причем его подвижная рейка закрепляется на верхнем конце подвижного контактного стержня;
в) проверка действия привода при повышенном и пониженном оперативном напряжении, а также проверка сигнализации и блокировки против прыгания.
При осмотре изоляционных частей особое внимание обращают на поверхность конденсаторных втулок и изоляционных тяг. При обнаружении случайного повреждения лакового покрытия поврежденное место смазывают тонким слоем светлого масляного лака воздушной сушки в два слоя — второй слой после высыхания первого.
При необходимости снятия трансформаторов тока для осмотра и ремонта их последующая установка на место производится с соблюдением правильного положения по надписям «верх». В случае, если на одном выключателе одновременно установлены измерительные и защитные трансформаторы тока, группа последних должна быть расположена сверху в соответствии с четными номерами на рис. 53.
При осмотре механизма разбирают масляные буфера, производят чистку всех частей, после чего, установив в корпус стакан 2 (рис. 48), заливают свежее машинное масло марки СУ или осевое «3» так, чтобы оно доходило до половины отверстий в стакане. После сборки буфера проверяют, не затирает ли поршень (после нажатия шток поршня должен свободно выходить из отверстия крышки под действием пружины 7).
При осмотре контактного наконечника подвижного токоведущего стержня и контактов дугогасительного устройства устанавливают степень их повреждения или износа. При обнаружении на контактной поверхности задиров, наплывов металла и других дефектов они устраняются путем опиловки личным напильником. При значительном износе контакты заменяются запасными деталями.
После окончания ремонта и сборки выключателя производят следующую проверку и регулировку:

  1. во включенном положении проверяют недоход до мертвого положения рычагов передачи от привода в соответствии с рис. 61. При необходимости производят регулировку путем удлинения или укорочения тяги к приводу;


Рис. 63. Соединение верхнего конца подвижного контактного стержня с гибкой связью.

  1. производится проверка упоров на включение. Во включенном положении между концом упорного винта и спинкой двойного рычага 10 (рис. 46) должен быть зазор не более 1 мм (во всех трех полюсах).

В случае необходимости зазор регулируется перемещением упорного винта;

  1.  регулируют ход в контактах (рис. 60). Для этого снимают с хомута на верхнем конце токоведущего стержня стопорную планку 1 (рис. 63) и отвертывают (опускают вниз) нижнюю корончатую гайку 2, после чего, удерживая токоведущий стержень от вращения, поворачивают верхнюю корончатую гайку 3 ключом или рукой в нужном направлении для перемещения стержня на необходимую высоту. Токоведущий стержень перемещается при этом поступательно. По окончании регулировки подтягивают к хомуту 4 нижнюю корончатую гайку и стопорят ее вместе с верхней гайкой стопорной планкой.

При ремонте привода обращают сообое внимание на состояние трущихся поверхностей (коррозия, задиры и пр.), осматривают и при надобности зачищают контакты контактора и вспомогательные контакты и смазывают их техническим вазелином.
Для смазывания трущихся частей употребляют незамерзающую смазку.

Перед вводом в эксплуатацию и после текущих и капитальных ремонтов проверяют, не нарушилась ли водонепроницаемость выключателя и шкафа привода, т. е. выполнены ли качественно все уплотнения, нет ли неплотностей сварочных швов, нет ли сквозных отверстий в. колпаках, щитах и крышках. Кроме того, после обильных дождей производят внутренний осмотр рамы выключателя и шкафа привода и, в случае выявления при этом проникновения воды, принимают необходимые меры к устранению течи.
Такие же осмотры производят после сильных снежных вьюг или буранов с целью удаления могущей попасть снежной пыли.
Подогрев, имеющий назначением поддерживать достаточную вентиляцию внутренних объемов выключателя и шкафа привода подогретым воздухом, используется в течение всего года независимо от того, находится ли выключатель под напряжением или нет, за исключением теплого времени (выше +15° С).