Содержание материала

Крепление арматуры покрышек на цементе не имеет каких- либо особенностей по сравнению с цементной армировкой других изоляторов, за исключением того, что здесь, как правило, применяются фланцы большого диаметра, вследствие чего тщательность армировки, точность при нанесении эластичных слоев и т. д. приобретают здесь особенно большое значение.
Механическое крепление покрышек и колонн обычно производится при помощи фланцев, сухарей и тому подобных металлических крепежных деталей, упирающихся в кольцевой борт, отформованный на конце фарфорового изолятора. Некоторые виды таких бортов приведены на рис. 12-8, а, б, в, г.

Рис. 12-8. Рабочие профили бортов изоляторов для механического крепления.

Углы наклона рабочей части борта, соприкасающейся с нажимным фланцем или сухарями, могут быть равны 0°, 30° 45° и 60°. Между нажимным элементом и опорной поверхностью борта обычно ставится более или менее эластичная прокладка, например резина, набор медных лент и т. д..
Рабочая поверхность борта изолятора может быть шлифованной или нешлифованной (глазурованной).
В первом случае обеспечивается достаточная точность сопряжения нажимного фланца и борта; имеется вероятность, что кольцевой фланец будет соприкасаться с бортом во многих точках, расположенных более или менее равномерно по окружности борта; при наличии эластичной прокладки (резина) такое сопряжение будет работать удовлетворительно и даст равномерное распределение усилий по окружности борта без местных перенапряжений. Однако шлифовка фарфорового изолятора, особенно точная шлифовка конических опорных поверхностей бортов, обходится весьма дорого; она обычно применяется лишь для самых ответственных изоляторов (колонны воздушных выключателей и т. п.).
Нешлифованные (глазурованные) борты не могут обеспечить точность сопряжения с фланцем; последний будет соприкасаться с бортом лишь в нескольких точках, а в других местах между фланцем и бортом могут возникнуть большие щели. Поэтому нешлифованные борты требуют при механическом креплении таких нажимных устройств, которые допускали бы индивидуальную подгонку по месту для каждой желательной точки нажима.
Конструкции механического крепления покрышек, колонн и прочего чрезвычайно разнообразны. В качестве примера подобных конструкций приводится крепление фарфоровых колонн в воздушных выключателях отечественной конструкции (серия ВВН).

Рис. 12-10. Механическое соединение фарфоровых труб воздуховодов высокого давления.

Рис. 12-9. Механическое крепление фарфоровой опорной колонны с помощью разрезного фланца и нажимного фланца. А — разрезной фланец; Б — нажимной фланец; В — фарфор.

 Здесь применяется сопряжение шлифованного в размер борта изолятора и обработанного фланца с эластичной прокладкой из относительно жесткой морозостойкой резины (рис. 12-9).
Крепежный борт изолятора имеет угол наклона поверхности, сопрягающейся с нажимным фланцем, равный 45°. Коническое сопряжение фарфора с фланцем облегчает центровку изолятора и обеспечивает большую равномерность распределения усилий при затяжке фланца.
Фланец состоит из двух колец — внутреннего А и наружного Б. Чтобы кольцо А можно было надеть на борт изолятора, его приходится разрезать на две части. Наружное кольцо Б охватывает обе половины кольца А и скрепляет их как бандаж. Затяжка болтов должна производиться строго равномерно (по одному-двум движениям ключа), лучше всего — моментными ключами.
Это крепление является весьма совершенным, но относительно дорогим, так как требует точной обработки конических профилей сопряжения.
Механическое крепление фарфоровых труб воздуховодов высокого давления должно быть прочным и плотным, чтобы противостоять высокому давлению воздуха (до 20 ати), и в то же время оно должно быть эластичным, чтобы не создавать в фарфоре местных механических перенапряжений при затяжке крепления и в эксплуатации.
Указанным условиям удовлетворяет конструкция механического скрепления концов двух фарфоровых труб по рис. 12-10. Каждая из этих труб прочно схватывается и одновременно уплотняется за счет бокового распора эластичной (резиновой) прокладки, которая вжимается в коническую выточку промежуточной обоймы нажимным фланцем, имеющим также коническую выточку. Фланец и обойма сделаны из изоляционного материала (текстолита).
Такого рода коническое уплотнение обеспечивает плотность соединения как по радиусу, так и по оси. Трубы в этом соединении имеют возможность некоторого перемещения в осевом направлении.
Концевые арматуры воздуховодов в месте присоединения их к частям воздушного выключателя имеют подобный же характер.