В аппаратах высокого напряжения применяются разнообразные специальные проходные изоляторы. В отличие от серийных проходных изоляторов, имеющих широкое и универсальное применение, аппаратные изоляторы, как правило, пригодны лишь для тех аппаратов, для которых они предназначены.
Аппаратные проходные изоляторы можно разбить на следующие группы:
- проходные изоляторы для разъединителей;
- проходные изоляторы для выключателей;
- проходные изоляторы для трансформаторов тока;
- прочие проходные изоляторы.
Рис. 11-7. Проходной изолятор масляного выключателя ВМБ-10 на 10 кВ
Потребность в проходных изоляторах для разъединителей вызвана наличием конструкций так называемых «фигурных» разъединителей, в которых либо один, либо оба изолятора (на полюс) являются проходными. Существование таких конструкций обусловлено стремлением сократить габариты распределительных устройств.
Для фигурных разъединителей обычно применяются нормальные серийные фарфоровые проходные изоляторы, однако арматура их (фланцы, колпачки) приспособлена к конструкции разъединителя.
Проходные изоляторы для выключателей чрезвычайно разнообразны.
Для баковых масляных выключателей на напряжение до 10 кВ включительно часто применяются простые фарфоровые проходные изоляторы. При напряжениях 35 кВ и выше применяются изоляторы конденсаторного или маслобарьерного типа.
На рис. 11-7 показана типичная конструкция проходного изолятора для бакового масляного выключателя ВМБ-10 на 10 кВ на токи от 200 до 1000 а.
Этот изолятор представляет собою фарфоровый цилиндр с кольцевыми канавками по всей поверхности, которые предназначены для увеличения, длины пути утечки. В средней части изолятора предусмотрено утолщение («борт») для механического крепления его на крышке выключателя. Закрепление такого изолятора производится при помощи стального нажимного фланца (см. рис. 12-4,б). Внутри изолятора проходит токоведущий стержень, который центрируется в изоляторе с помощью двух центрирующих шайб (пластмасса или гетинакс). Конструкция изолятора предусматривает невозможность поворота токоведущего стержня относительно изолятора.