ГЛАВА ПЯТАЯ
ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
Как уже указывалось выше (гл. 1), каждая электростанция, даже средней мощности, должна быть соединена железнодорожным путем широкой колеи с сетью магистральных железных дорог. Такая железнодорожная ветка должна быть сооружена, по возможности, еще в периоде подготовительных к моменту постройки электростанции работ, чтобы упростить, удешевить и облегчить транспорт многих тысяч вагонов с материалами и оборудованием для строящейся электростанции.
Вопрос изыскания для железнодорожных веток, соединяющих площадку электростанции с сетью железных дорог, является одним из видов железнодорожных изысканий и решается в соответствии с правилами и инструкциями, изданными Министерством путей сообщения СССР, а также с нормами, утвержденными для строительства промышленных железных дорог широкой колеи. Поэтому в настоящей работе этот раздел изысканий опущен.
Ниже будут изложены некоторые особые вопросы, возникающие при проектировании железнодорожных веток к площадкам электростанций.
Транспортные пути для электрической станции состоят из трех отдельных участков: 1) приемо-сдаточных путей на железнодорожной станции примыкания к магистральной железной дороге; 2) путей на площадке электростанции (на разгрузочное устройство, склад топлива, повысительную подстанцию и главный корпус); 3) соединительных путей 203 между приемной станцией и путями на площадке электростанции.
В некоторых случаях нет возможности развить приемосдаточные пути па железнодорожной станции или эта станция слишком удалена от площадки электростанции и приходится устраивать эти пути на особой промежуточной станции ГРЭС или ТЭЦ, расположенной непосредственно возле площадки электростанции. В этом случае следует при выборе площадки для электростанции учитывать необходимость отчуждения площади для такой станции (размером в 4—5 га).
Особенностью железнодорожной ветки для электростанции является поступление по ней топлива маршрутами. Количество топлива, поступающее за сутки, бывает различно в зависимости от мощности станции и рода топлива и для крупной районной электростанции, работающей на буром, малокалорийном топливе, может достигать 8—10 тыс. т в сутки. Вес маршрута также бывает различен для разных участков железных дорог (от 1 000 до 3 000 и более тонн). В зависимости от этих двух величин число проходящих в сутки по ветке поездов может быть различно и в некоторых случаях может достигать 8—10 пар. Все эти маршруты должны быть приняты на приемо-сдаточные пути, затем поданы на разгрузочное устройство (в две или три ставки) и затем порожняк возвращен опять на те же самые сдаточные пути. В тех случаях, где для разгрузки вагонов с углем установлен вагоноопрокидыватель, груженный топливом состав подается к вагоноопрокидыватели) и повагонно разгружается и выводится на порожняковый путь.
Для того чтобы условия железнодорожного транспорта не оказались слишком тяжелы, эти вопросы должны быть тщательно проверены еще при выборе площадки для строительства электростанции. Уже при выборе площадки должно быть проведено проектирующей организацией рекогносцировочное обследование по вопросу железнодорожного транспорта. При этом должны быть выяснены: 1) вопрос о месте примыкания железнодорожной ветки к магистральной железной дороге; 2) вопрос о месте устройства приемосдаточных путей (на станции примыкания или на особой станции, расположенной около ГРЭС или ТЭЦ, или, наконец, на самой площадке электростанции); 3) длина соединительной ветки и возможность проведения этой ветки (незастроенность территории); 4) наличие на трассе искусственных сооружений (мостов, путепроводов); 5) примерные условия сооружения полотна ветки (грунты на трассе, наличие скальных выемок и пр.); 6) возможные руководящие уклоны или подъемы, а также радиусы закруглений.
Материалы такого обследования должны быть приложены к акту той комиссии, которая назначается для выбора площадки будущей электростанции.
Дальнейшие стадии изыскательских работ соответствуют стадиям проектирования — проектному заданию, техническому проекту и рабочим чертежам — и выполняются в объеме, установленном инструкциями Министерства путей сообщения.
Ниже в табл. 29 приводится для ориентировки схематический перечень изыскательских работ, выполняемых на разных стадиях изысканий
Таблица 29
Продолжение табл. 29
Продолжение табл. 29