Содержание материала

Род сжигаемого на электростанции топлива оказывает большое влияние на выбор места для строительства электростанций, а также на размер площадки для электростанции. Здесь опять приходится делать различие между ГРЭС и ТЭЦ. Местоположение ТЭЦ диктуется тепловыми потребителями, для ГРЭС мы такого ограничения не имеем.
По запасам горючих в своих недрах Советский Союз занимает первое место в мире. За последние годы запасы разных видов горючего — угля, нефти, газа, торфа и сланцев — еще значительнее возросли. Запасы разных видов горючего размещены по всем районам Советского Союза далеко не равномерно. Для Центрального района РСФСР местным топливом являются подмосковный уголь и торф. Запас подмосковных углей обогатился открытием двух новых районов — Нелидовского и Дорогобужского, а также началом разработки крупнейшего месторождения торфа — болот Оршинский мох. Для Ленинградского района местным топливом являются торф и сланец. Наряду с ними для городских ТЭЦ приходится завозить печорский уголь. Дли Урала местным топливом является уголь богословский, коркинский, кизеловский, егоршинский, куюрпазинский, а для Южного Урала также уголь нового мощного бассейна бурых углей — Кушмурунского. Частично для Урала используется также и торф, освоение запасов которого за последнее время возросло. Для Донецкого бассейна, а также для прилегающих районов Украины и РСФСР топливом служат отходы донецких углей, тощий уголь и штыб. В этом районе запасы топлива также возросли за счет новых угленосных районов Западного Донбасса. Кроме того, используются украинские бурые угли: александрийские, верхнеднепровские,  а также богатые месторождения естественного газа в Западной Украине (Дашава) и в Полтавском и Харьковском районах.
Для Западной Сибири наряду со старыми угольными районами Кузнецким, Черемховским и Канским появились новые богатейшие районы бурых углей — Интинский и Назаровский. Для Якутской АССР служат местные угли. Здесь также возникает новый крупный угольный район южнее г. Якутска.
Для Казахстана угольной базой является Карагандинский район, а также расположенные на территории Казахстана Экибастузский (Иртышский) и Кушмурунский угольные месторождения. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока и Приморья таковыми могут быть угли черновские, артемовские, сучанские, сахалинские, а также сахалинская нефть.
Для Белоруссии основным топливом является торф, запасы которого весьма велики. Наряду с торфом здесь также появились выходы нефти.
Для Средне-Азиатскнх республик и, в частности, для Узбекистана используется новое крупное месторождение бурого угля — Ангренское, а также старые районы углей — Кизел-Кийский, Шурабский и Леигоровский.
В Эстонии используются богатейшие запасы горючих сланцев. В районе Поволжья также частично используются сланцы кашпирские и савеловские.
Для Грузинской ССР используется местное топливо Ткварчельского и Ткибульского месторождений, а также вновь открытые крупные месторождения бурого угля в Западной Грузии.
Для Азербайджана местным топливом являются газ и отходы нефти. Следует также отметить появление богатых ресурсов газа и нефти в Башкирской АССР и Татарской АССР, в Ставропольском и Краснодарском краях (Тамань) и в районе Саратова, Сталинграда и Харькова (район Шебелинки), а также в районе Западного Урала, Северо-Западной Сибири (Березов), Бухары и Якутска, где недавно открыты богатейшие запасы природного газа. За последние годы обнаруженные запасы естественных горючих газов в СССР возросли в 4—5 раз и все возрастают. Они настолько велики, что явилась возможность перевода некоторых районных электростанций на газ вместо угля.
Практика нашего эиергостроительства дает много примеров расположения районных электростанций в непосредственной близости от залежей того или иного топлива. Большое число наших крупнейших районных электростанций располагается в непосредственной близости от запасов сжигаемого на них горючего. Такое расположение дает значительные преимущества для работы электростанций, так как уменьшает расходы на транспорт топлива и не загружает железнодорожный транспорт. Кроме того, близость топливной базы позволяет значительно сократить размеры аварийного склада. Наиболее транспортабельным является каменный уголь и в особенности высококалорийные его сорта — штыб, кузнецкий тощий уголь. Малокалорийные же сорта топлива (торф, сланец) не выдерживают дальней перевозки. Поэтому районные электростанции, работающие на торфе (особенно на фрезерном), а также на сланцах, следует размещать в непосредственной близости от залежей, на расстоянии не свыше нескольких десятков километров.

Еще лучше, если есть возможность расположить электростанцию в непосредственной близости от торфяного болота или сланцевого рудника так, чтобы топливо могло поступать на электростанцию либо канатной дорогой, либо узкоколейкой, минуя транспорт по магистральной железной дороге.
Это дает возможность при торфе использовать для его транспорта те же узкоколейные пути, которые обслуживают болото. Подмосковный уголь выдерживает уже более дальнюю перевозку (150—200 км). Однако все же при работе на нем лучше располагать электростанцию в непосредственной близости от копей и во всяком случае без выхода на магистральную железную дорогу. Здесь еще приходится учитывать большую зольность и малую калорийность углей, делающую их перевозку нерентабельной.
Электростанции, работающие на газе, целесообразно располагать возможно ближе к месту выхода этих газов. Нефть у нас, как правило, под котлами не сжигается.
Для того чтобы показать, как отражается стоимость перевозки отдельных видов топлива на цене его, приведем следующую табл. 13.

Таблица 13
Стоимость разных видов топлива и его транспорта

Примечание. Цены топлива в таблице приняты отпускные· на 1956 г. Стоимость фрахта принята а ценах 1956 г.
Из таблицы можно видеть, что в то время как штыб при провозе его на 500 км удорожается на 26,6%, удорожание кускового торфа достигает 83,5%, фрезерного торфа на 166% и волжского сланца на 64,6%, а бурого Экибастузского угля на 62%.
Если перейти к определению стоимости разных видов топлива с учетом их калорийности, т. е. привести эту стоимость к топливу 7 000 калорийному, то получим результаты, приведенные в следующей таблице:
Таблица 14
Стоимость топлива и его транспорта с пересчетом на топливо 7000 ккал/кг

Из цифр этой таблицы можно сделать тот вывод, что перевозка торфа на расстояние более 100 км крайне невыгодна, почему площадки для размещения электростанций на торфяном топливе следует выбирать, по возможности, не далее 50 км от болот.
Для иллюстрации того, как влияет род топлива на размеры площадки и выбор места, приведем сравнение необходимой площадки склада топлива для трех видов топлива: торфа, подмосковного угля и штыба. Для теплофикационной электростанции мощностью 2X12 тыс. кВт, для месячного запаса топлива необходимо иметь склад размером: для торфа 70 000 мг, для бурого угля 12 000—15 000 м2, для штыба 6 000—8 000 м2.
Кроме того, при торфяном топливе следует учитывать большие пожарные разрывы между складами торфа и ГРЭС, особенно если есть два вида торфа (фрезерный и кусковой) .

Количество подаваемого на электростанцию топлива, а следовательно, и размера разгрузочных и транспортирующих устройств будут различны для разных видов топлива в зависимости от калорийности. Так, например, если производительность топливоподачи для штыба и тощего угля будет рассчитана на подачу 50 т/ч, то для поволжского сланца ее необходимо увеличить в 3—3,5 раза, для подмосковного угля— в 2,2—2,5 раза, для челябинского угля — в 1,5— 1,8 раза. Это скажется, конечно, и на размерах и площадях всех разгрузочных устройств и на тракте топливоподачи.
Наконец, необходимо указать, что от рода топлива, сжигаемого на электростанции, существенно зависят размеры площади, необходимой для складирования золы и шлаков. Вопрос этот будет освещен ниже в специальном, разделе.