В Директивах XX съезда КПСС по плану развития народного хозяйства СССР намечается сооружение атомных электростанций. Выбор площадок для этих станций имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на этот выбор.
Хотя в настоящее время еще не вполне установилась техническая схема, по которой будет сооружаться основная масса этих станций, но все же известны те общие элементы, которые присущи этим станциям при всех схемах. Для целей выявления требований, предъявляемых к площадкам, мы имеем достаточно данных.
Как известно, намечается сооружение нескольких электростанций мощностью по 400—500 тыс. кВт, а также нескольких экспериментальных станций меньшей мощности для выявления наиболее эффективных и экономичных технических схем их работы.
Основными цехами электростанции являются: цех реакторов (атомных котлов), цех турбинный и ряд вспомогательных цехов; цех насосов первичного и вторичного паровых контуров, главный щит контроля и управления, цех теплообменников, насосные станции циркуляционного водоснабжения, главное распределительное устройство (ГРУ), повысительная подстанция с отходящими фидерами на напряжение 220 и 110 кВ. Имеется также большое применение автоматики и дальнего управления механизмами, особенно там, где недопустимо присутствие человека во время работы. Наконец, особое значение имеет вентиляция всех помещений для возможно быстрого удаления опасных выделений из помещений, а также приборы для контроля воздуха в помещениях. Сравнивая цехи и сооружения атомных электростанций с электростанциями на обычном топливе, мы видим, что общими у них являются: а) машинный зал с турбогенераторами, причем эти турбогенераторы будут занимать несколько больше места ввиду того, что рабочее давление их ниже применяемого на тепловых электростанциях;
б) все распределительное устройство и главный щит управления (причем этот щит будет много сложнее, так как на нем сосредоточено все управление большинством механизмов и контроль за состоянием воздуха помещений станции;
в) повысительная подстанция; г) сооружение технического водоснабжения; г) химводсочистка.
Вместо котельной с бункерной, деаэраторной и дымососной, здесь имеются реакторы с теплообменником и насосами, которые занимают значительно меньше места и имеют меньший объем. Совершенно отпадают: все сооружения топливоподачи и разгрузочных устройств со складом топлива, все железнодорожные пути на площадке, связанные с доставкой топлива, полностью все сооружения шлакозолоудаления. Кроме главного здания, на площадке ГРЭС должны остаться: здание химводоочистки, объединенное здание теплохолодного склада и ремонтных мастерских, а также небольшой гараж для мотовозов или тепловоза, здание проходной с помещением охраны. Железнодорожные пути останутся только к машинному залу и реакторной и на повысительную подстанцию, а также к химической очистке, тепло- холодному складу и мастерским. Следует также отметить, что железнодорожная ветка к электростанции может быть построена по облегченным техническим условиям, поскольку она будет эксплуатироваться главным образом в период постройки электростанции. В период эксплуатации транспорт по ветке будет незначительный, так как главный транспорт обычной тепловой ГРЭС — подвоз топлива здесь будет почти отсутствовать. Это видно из следующего расчета: в то время как килограмм хорошего каменного угля калорийностью в 7 000 ккал может выработать на обычной электростанции всего 2,5 кВт-ч электроэнергии, килограмм атомного горючего может развить более 19,4 млрд, ккал и дать 22,4 млн. кВт-ч электроэнергии. Поэтому для атомной электростанции в 600 тыс. кВт с годовой выработкой около 4 млрд, кВт-ч потребуется всего менее 200 кг атомного горючего. Если даже учесть вес тары, то все равно вес будет небольшой. Транспорт будет измеряться вагонами, а не маршрутами. Следует еще отметить, что благодаря большой автоматизации процессов и концентрации управления механизмами количество эксплуатационного персонала будет невелико — штатный коэффициент не более 0,5—0,8 чел. на 1 000 кВт мощности, т. е. при 600 тыс. кВт—300—480 чел.
Исходя из вышесказанного, нужно считать, что размер самой площадки ГРЭС (при мощности 400—500 тыс. кат) будет не более 10—15 га без размеров пруда-охладителя, если таковой потребуется. Такая площадка в 2—3 раза меньше, чем площадь, требуемая для обычной ГРЭС той же мощности. Размер площади жилого поселка будет также небольшой— от 18 до 24 га. Наконец, размер пруда-охладителя, если таковой потребуется, будет в пределах 600— 800 га (в зависимости от местных условий). Основные требования хороших грунтов на площадке, хорошего рельефа местности, близости магистральной железной дороги и наличия водного источника, а также отсутствия большого отчуждения строений остаются в силе и для атомных электростанций. К ним необходимо прибавить еще одно требование: удаленность электростанции на несколько десятков километров от крупных городов и населенных пунктов.
Естественным общим требованием остается требование размещать атомные электростанции в районах с дефицитом местного топлива, чтобы ликвидировать перевозку топлива на большие расстояния.