Содержание материала

§ 26. Технология изготовления обмоток якорей
Общие сведения
К обмоткам якорей относятся обмотки, уложенные в пазы вращающихся частей машин (якоря машин постоянного тока, преобразователей, ротора генераторов и двигателей и т. п.).
Удобно разделить якорные обмотки по способу их изготовления (табл. 12).
После укладки обмотки производят припайку концов секций к коллекторным пластинам, наложение бандажей и пропитку. Обмотанные якоря с изоляцией класса нагревостойкости В пропитывают компаундами капельным или струйным способами. Якоря с изоляцией класса F и Н подвергают вакуум-нагнетательной пропитке в лаках с растворителями. (Операции пропитки будут рассмотрены отдельно в § 27.)

Способ изготовления обмотки

Область применения

Тип паза. Конструкция изоляции

Машинная намотка катушек в якоре

Машины малой мощности

Полузакрытый. Напыленная изоляция

Катушечные обмотки из круглого провода

Машины с высотой оси вращения 80 ... 200 мм

Полузакрытый.
Гильза якоря из изофлекса или имидофлекса

Катушечные обмотки из прямоугольного провода

Машины с высотой оси вращения 225 мм и выше
Тяговые, крановые машины

Открытый.
Твердая гильза катушки

Стержневые обмотки

Крупные машины постоянного тока

Открытый.
Твердая гильза стержня

Изолирование обмоток якоря

Рассмотрим на примере изготовления гильзовой изоляции (материалы табл. 9, 10).
В § 21 отмечены особенности этой конструкции. Соединение гильзовой изоляции (пазовой части) с ленточной изоляцией (лобовой части) осуществляется в виде прямого конуса (при изолировании стержней роторных обмоток асинхронных двигателей) и в виде обратного конуса (при изолировании статорных и якорных обмоток).
Заготовки для гильзовой изоляции выполняют по шаблону в виде трапециевидной «простынки»/ (рис. 35, а), размер широкой стороны А соответствует опрессовываемой части катушки (стержня), размер узкой сторону Ai превышает длину якоря (сердечника) на
Предварительно изолируют лентой (табл. 9) выводные концы и лобовые части стержня, причем первый слой заходит на прямую часть от уголка на 25... 40 мм, последующие слои накладывают «на конус» (ступеньками). Пазовую часть изолируют «простынкой», покрывают защитной парафинированной бумагой и триацетатной пленкой и устанавливают в обкатное приспособление (рис. 35,6) между нажимными планками 2, имеющими длину, равную длине пазовой части катушки 5. Кольцо 1 вращается вместе с нажимными планками при помощи ролика 4.

Катушка и кольцо 3 неподвижны. После окончания обкатки гильзовую изоляцию подвергают опрессованию, давление поднимают постепенно до 2,5... 5,0 МПа. Температура при опрессовании устанавливается в зависимости от состава связующего.

Рис. 35
Технологию изготовления изоляции коллектора, катушек полюсов машин постоянного тока и обмоток возбуждения турбо- и гидрогенераторов изучить самостоятельно [6, с. 281—287„ 318—325].