§ 26. Технология изготовления обмоток якорей
Общие сведения
К обмоткам якорей относятся обмотки, уложенные в пазы вращающихся частей машин (якоря машин постоянного тока, преобразователей, ротора генераторов и двигателей и т. п.).
Удобно разделить якорные обмотки по способу их изготовления (табл. 12).
После укладки обмотки производят припайку концов секций к коллекторным пластинам, наложение бандажей и пропитку. Обмотанные якоря с изоляцией класса нагревостойкости В пропитывают компаундами капельным или струйным способами. Якоря с изоляцией класса F и Н подвергают вакуум-нагнетательной пропитке в лаках с растворителями. (Операции пропитки будут рассмотрены отдельно в § 27.)
Способ изготовления обмотки | Область применения | Тип паза. Конструкция изоляции |
Машинная намотка катушек в якоре | Машины малой мощности | Полузакрытый. Напыленная изоляция |
Катушечные обмотки из круглого провода | Машины с высотой оси вращения 80 ... 200 мм | Полузакрытый. |
Катушечные обмотки из прямоугольного провода | Машины с высотой оси вращения 225 мм и выше | Открытый. |
Стержневые обмотки | Крупные машины постоянного тока | Открытый. |
Изолирование обмоток якоря
Рассмотрим на примере изготовления гильзовой изоляции (материалы табл. 9, 10).
В § 21 отмечены особенности этой конструкции. Соединение гильзовой изоляции (пазовой части) с ленточной изоляцией (лобовой части) осуществляется в виде прямого конуса (при изолировании стержней роторных обмоток асинхронных двигателей) и в виде обратного конуса (при изолировании статорных и якорных обмоток).
Заготовки для гильзовой изоляции выполняют по шаблону в виде трапециевидной «простынки»/ (рис. 35, а), размер широкой стороны А соответствует опрессовываемой части катушки (стержня), размер узкой сторону Ai превышает длину якоря (сердечника) на
Предварительно изолируют лентой (табл. 9) выводные концы и лобовые части стержня, причем первый слой заходит на прямую часть от уголка на 25... 40 мм, последующие слои накладывают «на конус» (ступеньками). Пазовую часть изолируют «простынкой», покрывают защитной парафинированной бумагой и триацетатной пленкой и устанавливают в обкатное приспособление (рис. 35,6) между нажимными планками 2, имеющими длину, равную длине пазовой части катушки 5. Кольцо 1 вращается вместе с нажимными планками при помощи ролика 4.
Катушка и кольцо 3 неподвижны. После окончания обкатки гильзовую изоляцию подвергают опрессованию, давление поднимают постепенно до 2,5... 5,0 МПа. Температура при опрессовании устанавливается в зависимости от состава связующего.
Рис. 35
Технологию изготовления изоляции коллектора, катушек полюсов машин постоянного тока и обмоток возбуждения турбо- и гидрогенераторов изучить самостоятельно [6, с. 281—287„ 318—325].