§ 21. Основные виды конструкций корпусной изоляции
и способы ее нанесения
В зависимости от мощности и напряжения машины, формы паза и условий эксплуатации корпусная изоляция может либо укладываться в пазы сердечника до внесения обмотки (обычно в машинах низкого напряжения), либо наноситься на обмотку до ее укладки в сердечник.
Изоляция, укладываемая в пазы сердечника
В этом случае корпусная изоляция выполняется в виде гильзы (короба), укладываемой в сердечник (гильза сердечника ГС). Для всыпных якорных и статорных обмоток асинхронных двигателей из круглого провода и шаблонных обмоток из прямоугольного провода ГС набирается из нескольких слоев изоляционного материала (табл. 9, 10), в этом случае используют еще термин «выкладка паза».
Для роторных обмоток турбогенераторов и других высокооборотных (неявнополюсных) машин используется заранее формуемая твердая гильза (роторная). Она прессуется из пропитанной термореактивным связующим стеклоткани в пресс-формах и отверждается при высоких температурах (160 ... 180° С) и давлении.
Изоляция, наносимая на обмотку
Изоляция выполняется двумя основными вариантами — гильзовым и непрерывным.
а) Гильзовый вариант (гильза катушки ГК). «Мягкая» гильза катушки создается наложением широкой полосы изоляционного материала (табл. 9) на прямолинейную часть катушки; лобовая часть изолируется лентой. «Мягкая» гильза применяется для изоляции якорных и статорных обмоток низкого напряжения с длиной пазовой части не более 500 мм. Ограничение в длине обусловлено тем, что при изготовлении такой гильзы на больших длинах образуются морщины, складки. Катушки после изолирования обязательно пропитываются.
«Твердая» гильза катушки в отличие от «мягкой» изготавливается из материала, пропитанного термореактивным связующим (табл. 9). После намотки и термопрессования такая конструкция не требует дополнительной пропитки. В этом ее технологическое преимущество (подробно технология изготовления «твердой» гильзы катушки будет рассмотрена на примере якорной обмотки). «Твердая» гильза используется для обмоток высокого напряжения до 10 кВ. Ограничение области применения такой конструкции по напряжению обусловлено пониженной электрической прочностью изоляции места соединения «твердой» гильзы с ленточной изоляцией лобовой части.
б) Непрерывная изоляция создается при изолировании токоведущей части обмотки лентой. Намотка основной ленты осуществляется обычно вполнахлеста, а верхний защитный слой стеклоленты накладывается встык.
Технологический процесс наложения ленты на прямолинейный участок механизирован. Непрерывная изоляция имеет несколько меньшую электрическую прочность в пазовой части по сравнению с гильзовой, однако она незаменима в машинах с UH ^ 6 кВ.
В высоковольтных машинах, как указано в § 3, для устранения поверхностных ч. р. на изоляцию в пазовой и лобовой частях стержня накладываются полупроводящие покрытия.
Пазовое (низкоомное) покрытие имеет рп = 102...104 Ом и выполняется из асболавсановой ленты ЛАЛЭ с промазкой стержня до и после наложения этой ленты графитовой эмалью на глифталевой основе (ПЛГ). Лобовое покрытие для машин с UH ^ 10 кВ выполняют путем покраски «вылета» и примыкающего к нему угла стержня глифталевой эмалью ПЛК, содержащей 60... 70% карборунда с дисперсностью частиц 28 мкм, обладающего нелинейной зависимостью проводимости от электрического поля. В обмотках с большим напряжением покрытие выполняется двухступенчатым: первая ступень длиной 100... 150 мм — из ленты ЛАЛЭ с эмалью ПЛК; вторая ступень длиной 150... 300 мм — из эмали ПЛК.