Содержание материала

§ 24. Технология изготовления стержневых обмоток
Стержневые обмотки применяются в статорах крупных машин, роторах асинхронных машин с фазным ротором, якорях крупных машин постоянного тока.
Стержневые обмотки крупных генераторов
Эти обмотки состоят из полувитков — стержней, каждый из которых для уменьшения потерь на вихревые токи набран из большого числа изолированных в пазовой и в лобовой частях элементарных проводников (ЭП), спаянных на концах. С этой же целью ЭП переплетаются (транспонируются) по длине стержня.
Для удобства транспонирования ЭП располагают в пазу в два слоя  по ширине паза (стержень Ребеля), таким образом, каждый стержень состоит из двух полустержней, имеющих общую корпусную изоляцию. В зависимости от системы
охлаждения обмотки ЭП могут быть сплошными или полыми. Большинство обмоток стержневого типа двухслойные (два стержня по высоте в пазу). По форме стержни выполняются с выгибом лобовых частей в одну сторону (петлевая обмотка для турбогенератора) или в разные стороны (волновая обмотка для гидрогенератора). Длина стержня крупного турбогенератора достигает 7000 мм при массе до 140 кг, а гидрогенератора — 2000...3000 мм при массе до 70 кг. На рис. 1 (§ 1) показан разрез пазовой части стержня турбогенератора с непосредственным водяным охлаждением. Стержень состоит из сплошных 1 и полых 2 проводников. Между рядами проложена стеклоткань 3, пропитанная термореактивным составом. На транспозиционных переходах ЭП подкладываются пластинки гибкого миканита 6, и места переходов выравниваются эпоксидной замазкой 8.
В обмотках высокого напряжения (10 кВ и выше) применяются меры для ослабления электрического поля и ч. р. у поверхности проводников. Это осуществляется либо наложением оболочки из полупроводящей ленты, например стеклоленты, пропитанной саженаполненным эпоксидно-фенольным лаком 7 (см. рис. 1), либо наложением на узкие грани стержня фольговых обкладок. Корпусная изоляция 4 выполнена из стеклослюдинитовой ленты (см. табл. 9).