В ряде случаев муфты выпускаются в комплекте с однотипными электромагнитными тормозами скольжения, объединенными в один общий блок с муфтой, а иногда и двигателем. Тормоз скольжения в та· ком приводе может осуществлять быстрое снижение частоты вращения механизма при регулировании, получать комбинированные механические характеристики специальной формы (см. § 6.11), производить торможение механизма, а при включенной муфте — и двигателя для останова или реверса привода.
Рис. 2.9. Блок двигателя, муфты и тормоза фирм Eaton (США) и Нееnаn (Англия):
1 — двигатель; 2 — индуктор муфты; 3 — корпус; 4 — якорь муфты; 5 — обмотка муфты; 6 — неподвижный магнитопровод муфты; 7 — индуктор тормоза; 8 — обмотка тормоза; 9 — якорь тормоза; 10 — вал; 11 — ротор тахогенератора; 12 — крышка
В приводах с частыми реверсами противовключение двигателя приводит к его быстрому нагреву, особенно при больших маховых массах. Для таких условий использование тормозов скольжения, обеспечивающих плавное регулирование тормозного момента и не подверженных износу (в отличие от тормозов сцепления), создает оптимальные режимы работы.
На базе конструкции бесконтактной муфты с воздушным охлаждением и фланцевым двигателем (см. рис. 1.16,α) фирмами Eaton (США) и Нееnаn (Англия) выпускаются блоки, включающие также тормоз скольжения (рис. 2.9). В таком блоке между корпусом муфты и подшипниковым щитом устанавливается индуктор тормоза с обмоткой. Якорь тормоза закреплен на удлиненном выходном валу муфты, на котором крепится также ротор тахогенератора, статор которого залит компанудом в крышке подшипника. Неподвижная часть магнитной системы муфты прикреплена к индуктору тормоза. Детали муфты выполнены также, как в конструкции муфты без тормоза. Заменяемыми частями являются только выходной вал и подшипниковый щит. Основные данные конструкций с муфтами и тормозами скольжения (исполнение В) приведены в [20].
Рис. 2.10. Муфта с тормозом скольжения фирмы Stromag (ФРГ):
1- двигатель; 2 — корпус; 3 — вентилятор; 4 — индуктор муфты: 5, 7, 10 — детали неподвижного магнитопровода; 6 — обмотка муфты; 8, 11 — детали индуктора тормоза; 9 — обмотка тормоза; 12 — импульсный датчик; 13 — подшипниковый щит; 14 — якорь муфты; 15 — якорь тормоза; 16 — вал
На рис. 2.10 показана конструкция бесконтактной муфты с тормозом фирмы Stromag (ФРГ). В конструкции за базовую основу принят узел, показанный на рис. 2.4. Деталь магнитопровода 7 является общей для магнитных систем муфты и тормоза. Дополнительная часть магнитопровода 10 с обмоткой 9 тормоза является вставкой между магнитопроводом муфты и подшипниковым щитом. Кольца 8 и 11 тормоза с зубцами-полюсами панцирного типа установлены неподвижно в деталях 7 и 10 и образуют вместе с ними индуктор тормоза. Якорь тормоза 15 снабжен внутренними ребрами, крепящими его к общему удлиненному выходному валу 16. Остальная часть конструкции подобна приведенной на рис. 2.4. Как и в конструкции рис. 2.9, здесь тормоз размещен между муфтой и подшипниковым щитом, а внешний статор всего блока набран из отдельных секций, стянутых болтами. Технические данные муфт с тормозами скольжения (исполнение RTT) даны в [20].
Рис. 2.11. Блок двигателя, муфты и тормоза фирмы Bibby Baron (Англия)
Конструкция силовой части привода фирмы Bibby Baron (Англия), включающая двигатель, бесконтактную муфту и тормоз скольжения, показана на ряс. 2.11. В средней части корпуса 4 выполнена перегородка, к которой с одной стороны крепится индуктор 2 тормоза с обмоткой, с другой — неподвижная часть 8 магнитопровода с обмоткой муфты. Внешний якорь 7 муфты соединен с валом двигателя 9 и имеет на наружной поверхности винтообразные ребра охлаждения, осуществляющие осевую вентиляцию узла. На ведомом валу 1 закреплены якорь 5 тормоза и индуктор 6 муфты с внешними зубцами. Тахогенератор 3 крепится к корпусу и приводится в движение ремнем от шкива на ведомом валу. Смазка подшипников осуществляется через канал в перегородке корпуса. В отличие от ранее рассмотренных конструкций здесь при использовании муфты без тормоза необходима замена корпуса.