Содержание материала

Глава III
ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

§ 7. Общая часть

78. Обслуживание электрифицированных систем должно про-изводиться в соответствии с настоящими правилами, а также инструкциями заводов-изготовителей и отдельными инструкциями по обслуживанию, утвержденными МРФ.
79. При появлении в местах расположения электрооборудования пара, масляной пыли, брызг топлива и воды, которые не удается прекратить сразу, все электрооборудование необходимо закрыть чехлами, кожухами, щитами, а при попадании масла или топлива внутрь электрооборудования — отключить его и привести в рабочее состояние.
80. При обнаружении неисправности электрооборудования запрещается его включение до производства ремонта.
81. Эксплуатация электрооборудования с пониженным сопро-тивлением изоляции допускается только по согласованию с местной инспекцией Речного Регистра РСФСР.

§ 8. Электрические станции

82. При подготовке электрической станции к работе необходимо:
а) убедиться в отсутствии напряжения на шинах главного распределительного щита (при приеме электроэнергии с берега — отключить питание);
б) произвести внешний осмотр аппаратуры главного распреде-лительного щита, убедиться в отсутствии посторонних предметов; в правильности положения всех выключателей, переключателей и ручных регуляторов напряжения;
в) проверить ручным включением исправность автоматов (контакторов) генераторов и ответственных потребителей;
г) проверить состояние защитных средств, находящихся у ГРЩ, убедиться в наличии запаса тарированных плавких вставок;
д) произвести наружный осмотр регуляторов напряжения;
г) произвести наружный осмотр генераторов, аккумуляторов, преобразователей;
83. После выполнения осмотра электростанции или технических уходов за электрооборудованием электростанции следует произвести опробование ее при холостом ходе и под нагрузкой.
84. При опробовании электростанции при холостом ходе генераторов необходимо:
а) убедиться в отсутствии повышенной вибрации генератора и возбудителя;
б) убедиться в отсутствии искрения на кольцах, коллекторе;
в) проверить правильность напряжения по штатному вольтметру и равенство напряжений во всех фазах;
г) при наличии вольтметра и амперметра в цепи возбуждения проверить работу этих цепей;
д) убедиться в исправной работе ручного и автоматического регуляторов напряжения.
85. При опробовании электростанции под нагрузкой необходимо:
а) убедиться в исправной работе коммутационной аппаратуры;
б) убедиться в отсутствии искрения на кольцах, коллекторах генераторов и возбудителей как в установившихся, так и в переходных режимах;
в) убедиться в нормальной работе регуляторов напряжения (величина провалов напряжения при набросе нагрузки и время восстановления напряжения должны соответствовать требованиям Правил Речного Регистра РСФСР);
г) проверить отсутствие перегрева катушек и контактов аппаратов и других устройств ГРЩ;
д) убедиться в нормальном поддержании частоты у электростанций переменного тока;
е) при параллельной работе генераторов проверить работу аппаратуры синхронизации и точность распределения активных и реактивных нагрузок;
ж) проверить работу штатных электроизмерительных приборов;
з) проверить работу валогенераторов;
и) произвести переход с валогенератора па аккумуляторную батарею;
к) проверить работу аккумуляторных батарей;
л) перейти с батарей на дизель-генератор, проверить систему запуска.
86. При опробовании электростанции во время проведения технических уходов выполняются мероприятия, изложенные в пп. 84 и 85 в объеме, зависящем от выявленных при уходах дефектов.
87. При наблюдении за электростанцией во время ее работы необходимо следить:
а) за отсутствием повышенных шумов генераторов, возбудителей и аппаратуры ГРЩ;
б) за отсутствием повышенного нагрева генератора, возбудителя и аппаратуры ГРЩ;
в) за отсутствием перегрузки генераторов и потребителей, имеющих штатные измерительные приборы;
г) за нормальным поддержанием напряжения и частоты;
д) за состоянием сопротивления изоляции при наличии щитовых приборов контроля сопротивления изоляции;
е) за правильным распределением нагрузки между параллельно работающими генераторами.
88. При работе валогенератора дополнительно к п. 87 необходимо следить за состоянием привода генератора и колебаниями частоты и напряжения.
89. При наличии на судне аккумуляторных батарей необходимо следить за уровнем, плотностью и температурой электролита особенно тщательно при работе батарей в буферном режиме.

§ 9. Электроприводы

90. При подготовке электропривода к работе необходимо:
а) произвести внешний осмотр всего электропривода;
б) проверить положение пусковых устройств;
в) проверить исправность электромагнитного и механического тормозов;
г) произвести внешний осмотр аппаратуры управления;
д) проверить легкость вращения.
91. После выполнения осмотра или работ по техническим уходам следует произвести опробование электроприводов при местном, дистанционном и автоматическом управлении.
92. Пробный пуск электропривода должен осуществляться с ближайшего поста управления. Лишь убедившись в исправной работе двигателя и механизма, можно переходить на дистанционное и автоматическое управление.
93. Если при пуске двигатель не начал вращаться, идет вразнос или потребляет слишком большой ‘ток, он должен быть немедленно остановлен и вновь запущен лишь после обнаружения и устранения неисправности.
94. При опробовании электроприводов необходимо:
а) убедиться в исправной работе коммутационной аппаратуры;
б) убедиться в отсутствии недопустимого искрения на кольцах, коллекторах электродвигателей;
в) проверить отсутствие местных перегревов электрических машин;
г) проверить отсутствие перегрева катушек и контактов аппаратов;
д) проверить исправность сигнализации;
е) проверить работу электроизмерительных приборов.
95. В процессе эксплуатации электроприводов необходимо следить:
а) за отсутствием повышенной вибрации;
б) за нагрузкой привода, не допуская его перегрузки;
в) за нагревом электрических машин, не допуская их перегрева;
г) за отсутствием искрения на коллекторе, кольцах электрических машин;
д) за исправностью аппаратуры управления и защиты.
96. Электроприводы должны быть немедленно отключены от сети в случаях:
а) появления дыма или огня из двигателя или его пускорегули-рующей аппаратуры;
б) несчастья с человеком, требующего немедленной остановки двигателя;
в) сильной вибрации, угрожающей целости электропривода;
г) порчи тормозов;
д) поломки приводного механизма;
е) недопустимого нагрева подшипников;
ж) резкого снижения скорости, сопровождающегося быстрым нагревом двигателя;
з) искрения на коллекторе, кольцах, превышающем допустимое.
Примечание. Отключение электроприводов механизмов ответственного назначения разрешается производить только по согласованию с вахтенным начальником (см. п. 22).
97. За состоянием и работой электроприводов ответственного назначения должно быть установлено особо тщательное наблюдение.
98. Электроприводы, находящиеся в резерве или предназначенные для работы в случае аварии, должны находиться в состоянии полной готовности к пуску.

§ 10. Электрифицированные системы управления двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и аварийно-предупредительная сигнализация

99. При подготовке к работе системы дистанционного автома-тизированного управления (ДАУ) главными ДВС необходимо:
а) произвести внешний осмотр всего электрооборудования и убедиться в отсутствии внешних признаков неисправностей;
б) проверить готовность ДАУ к работе.
100. После выполнения осмотра или работ по техническим уходам следует произвести опробование ДАУ с пульта управления силовой установкой.
101. При опробовании ДАУ проверяется:
а) работа двигателей пуска, реверса и изменения подачи топлива;
б) работа путевых и конечных выключателей;
в) работа аппаратуры релейного и контакторного блоков;
г) точность выполнения команд.
102. В процессе эксплуатации систем ДАУ главными ДВС необходимо следить за исправностью:
а) монтажа и креплений аппаратуры и за отсутствием масла на кабелях и механизмах, навешенных на двигатели;
б) путевых выключателей и микропереключателей;
в) элементов контакторного и релейного блоков;
г) сигнализации.
103. При подготовке к работе электрических систем автоматического и дистанционного управления судовыми стояночными, вспомогательными и аварийными дизель-генераторами необходимо;
а) произвести внешний осмотр аппаратуры;
б) проверить состояние стартерных аккумуляторов (внешний осмотр, плотность и уровень электролита, наличие напряжения).
104. После выполнения осмотра или работ по техническим уходам следует произвести опробование систем со штатного поста, расположенного непосредственно у дизель-генератора, с главного распределительного щита и с пульта управления в рулевой рубке.
105. При опробовании проверяется исправность:
а) стартеров и электромагнитов;
б) аварийной сигнализации (отсутствие внешних повреждений датчиков и капилляров, исправность ламп).
106. При пуске ДВС стартер разрешается держать включенным не свыше 4—5 с. Повторное нажатие пусковой кнопки допустимо только после полной остановки дизеля; в противном случае возможна поломка зубчатого венца, шестерни и фрикционной муфты стартера.
107. Если двигатель не запустился после 3—4 попыток, необходимо выяснить причину и лишь после устранения ее вновь испытывать систему запуска.
108. В процессе эксплуатации систем автоматического и дистан-ционного управления судовыми аварийными, стояночными и вспомогательными дизель-генераторами необходимо следить за исправностью релейно-контакторной аппаратуры.
109. При подготовке к работе систем аварийно-предупредительной сигнализации должны быть проверены датчики.
110. В процессе эксплуатации систем аварийно-предупредительной сигнализации необходимо следить:
а) за отсутствием перегоревших ламп;
б) за отсутствием внешних повреждений датчиков и целостью электрических цепей;
в) за исправностью звуковых сигнальных приборов;
г) за правильностью работы системы (при необходимости произвести стендовую проверку).

§ 11. Гребные электрические установки

111. При подготовке к работе гребной электрической установки необходимо:
а) произвести внешний осмотр гребных электродвигателей, генераторов и агрегатов возбуждения;
б) проверить коммутационную аппаратуру и приборы на пульте управления и главном распределительном щите;
в) проверить исправность сигнальных ламп;
г) замерить сопротивление изоляции (при необходимости про-сушить электрооборудование).
112. После выполнения осмотра или работ по техническим уходам следует произвести опробование гребной электрической установки. При этом необходимо:
а) убедиться в исправной работе коммутационной и защитной аппаратуры;
б) убедиться в отсутствии недопустимого искрения на кольцах, коллекторах электродвигателей;
в) проверить работу агрегатов возбуждения;
г) проверить отсутствие перегрева катушек и контактов аппаратов;
д) проверить работу электроизмерительных приборов;
е) проверить исправность сигнализации.
113. В процессе эксплуатации гребной электрической установки необходимо следить:
а) за работой гребных двигателей и генераторов и состоянием щеточного аппарата и коллекторов;
б) за работой системы вентиляции и охлаждения гребных электродвигателей и генераторов;
в) за работой возбудительных агрегатов;
г) за работой коммутационной аппаратуры и приборов на пульте управления и главном распределительном щите;
д) за состоянием смазки и температурой подшипников электри-ческих машин ГЭУ;
е) за сигнализирующими устройствами и в случае появления тревожных сигналов (светового, звукового) принять меры к немед-ленному устранению неисправности; если устранить неисправность, не останавливая ГЭУ, не представляется возможным, сообщить вахтенному начальнику о необходимости остановить ГЭУ.
114. При эксплуатации гребной электрической установки необходимо регулярно производить записи в журнале по электрооборудованию.

§ 12. Освещение и сигнально-отличительные фонари

115. При ведении работ в сырых и особо опасных в отношении поражения электрическим током помещениях, а также в местах, где имеются электропроводящие конструкции, например внутри котлов, в цистернах и т. п., необходимо пользоваться переносными светильниками, питающимися от штепсельных розеток, или переносными фонарями, предварительно проверив их исправное состояние.
116. Включение и выключение сигнальных и отличительных огней производится вахтенным штурманом.
117. При наблюдении за работой электрического освещения и сигнально-отличительных фонарей необходимо следить за надежностью крепления светильников, предохранителей, за герметичностью сигнально-отличительных фонарей и палубных светильников.
116. Необходимо следить за состоянием кабелей, отсутствием его внешних повреждений и отсутствием следов влаги в разветвительных коробках, не допуская снижения сопротивления изоляции.
117. Звуковые и визуальные сигнализирующие устройства коммутаторов сигнально-отличительных фонарей должны быть полностью укомплектованы и находиться в исправном состоянии.

§ 13. Машинные и рулевые телеграфы и указатели

118. При подготовке к работе машинных и рулевых телеграфов и указателей необходимо произвести внешний осмотр приборов.
119. После выполнения осмотра или работ по техническому обслуживанию следует произвести опробование телеграфов со всех постов управления, убедиться при этом в исправности:
а) датчиков и приемников во всех положениях;
б) сигнальных бленкеров;
в) рукояток приборов и стопоров-фиксаторов;
г) освещения шкал приборов;
д) сигнальных звуковых и световых приборов.
120. При опробовании рулевых указателей необходимо убедиться, в соответствии с п. 65, что система указателя воспроизводит на приборе в рулевой рубке истинное положение пера руля с требуемой точностью.
121. В процессе эксплуатации машинных и рулевых телеграфов и указателей необходимо следить:
а) за наличием питания;
б) за согласованностью показаний приборов.

§ 14. Внутрисудовая сигнализация и связь

122. К средствам внутрисудовой сигнализации и связи относятся системы:
а) пожарной сигнализации;
б) авральной сигнализации;
в) сигнализации уровня подсланцевых вод;
г) телефонной связи.
123. При подготовке систем сигнализации и связи к работе необходимо:
а) произвести внешний осмотр;
б) проверить наличие и исправность сигнальных ламп и пре-дохранителей;
в) проверить наличие напряжения от основного и аварийного источников питания.
124. В процессе эксплуатации систем сигнализации и связи необходимо следить:
а) за постоянной готовностью систем к работе;
б) за исправностью электрооборудования, входящего в систему;
в) за соблюдением правил пользования телефонными аппаратами.
125. На пассажирских судах во время учебных тревог сигналы рекомендуется подавать только в помещения команды.
126. Рекомендуется еженедельно опробовать 2—3 датчика пожарной сигнализации.
127. Доступ к телефонным коммутаторам разрешается только на время регулировки, осмотра и устранения отказов.

§ 15. Особенности обслуживания электрооборудования нефтеналивных судов

128. В целях обеспечения взрыво- и пожаробезопасности при эксплуатации электрооборудования на нефтеналивных судах необходимо дополнительно выполнять указания настоящего параграфа.
129. При опробовании электропривода грузовых насосов про-веряется их блокировка с электровентилятором.
130. В процессе эксплуатации необходимо контролировать:
а) сопротивление изоляции (при наличии щитовых приборов выполнять один раз за вахту);
б) состояние взрывобезопасных переносных аккумуляторных фонарей;
в) соединение с корпусом судна металлических цистерн, насосов и трубопроводов, предназначенных для выравнивания статических зарядов, а также непрерывность соединений этих элементов между собой;
г) блокировку грузовых насосов с вентиляторами;
д) степень нагрева двигателей грузовых насосов и переборочных сальников;
е) состояние взрывозащищенных светильников.
131. При работе в грузовых танках, топливных цистернах, в насосных отделениях и в помещениях, где возможно наличие взрывоопасных газов, переносное освещение должно осуществляться только специальными аккумуляторными фонарями взрывобезопасного исполнения.
132. На нефтеналивных судах устройство иллюминационного освещения запрещается.
133. На судах I группы (взрывоопасные) ежемесячно визуально проверять отсутствие внешних повреждений трубопроводов с кабе-лями, а во время зимнего ремонта проводить испытание их сжатым воздухом.
§ 16. Особенности однопроводных систем распределения электроэнергии

134. При эксплуатации судов с однопроводными системами распределения энергии необходимо учитывать следующие обсто-ятельства:
а) любое касание неизолированным проводом корпуса судна или связанной с ним металлической конструкции является коротким замыканием между двумя полюсами электрической сети, что может сопровождаться электрической дугой или быстрым нагреванием места касания;
б) внешняя оплетка кабелей марок ЛПРГС и БПВЛ легко воспламеняется от электрической дуги или нагревания.
Для предотвращения коротких замыканий необходимо тщательно следить за состоянием изоляции всех проводов и кабелей.
135. Результаты измерения сопротивления изоляции должны сравниваться с результатом предыдущих замеров и на основе этого следует делать выводы о необходимости принять меры к повышению сопротивления изоляции.
136. Осмотр электрооборудования судов с однопроводной системой распределения электроэнергии необходимо выполнять в соответствии с маршрутными картами.

§ 17. Подготовка электрооборудования к зимнему отстою судов и приемка его после ремонта

137. При постановке судна на зимний отстой обслуживающему персоналу необходимо:
а) провести предремонтную дефектацию электрооборудования с целью выявления дефектов и износов, которые не могли быть выявлены во время эксплуатации;
б) законсервировать электрооборудование.
138. Консервации подлежит следующее электрооборудование:
а) электрические машины;
б) аккумуляторы;
в) аппаратура, установленная на ГРЩ и на открытой палубе;
г) кабели и провода оборудования, снятого в ремонт.
Методические указания по консервации, расконсервации и хранению электрооборудования даны в приложениях.
139. В весенний период, предшествующий выпуску флота в эксплуатацию, необходимо производить проверку электрообору-дования.
140. После ремонта электрооборудования проверяется:
а) наличие актов приемки ОТК отремонтированного электро-оборудования; в актах ОТК должны быть отражены вопросы проверки параметров электроустановок (генераторов, электродвигателей и др.);
б) наличие актов специальной проверки электрооборудования;
в) наличие актов замера сопротивления изоляции;
г) наличие штатных плавких вставок (выборочно);
д) наличие запчастей и предметов инвентарного электротехни-ческого снабжения;
е) исправная работа аппаратуры управления и сигнализации;
ж) работа электрооборудования при местном, дистанционном и автоматическом управлении;
з) степень нагрева электрооборудования.
141. Результаты преднавигационной проверки оформляются актом, один экземпляр которого остается на судне, другой на ремонтном предприятии.

§ 18. Ведение и хранение электротехнической документации

142. Электромеханик (первый помощник механика по электро-оборудованию) или лицо, его заменяющее, должны систематически вести следующую техническую документацию:
а) журнал по электрооборудованию на дизель-электроходах (на остальных судах записи производятся в вахтенном журнале);
б) имеющиеся на судне формуляры электрооборудования;
в) ведомость учета запасных частей;
г) таблицу замеров сопротивления изоляции.
143. На судне, кроме того, должна храниться и содержаться в надлежащем порядке следующая техническая документация:
а) отчетные чертежи и схемы электрооборудования;
б) настоящие правила;
в) инструкции заводов-изготовителей по обслуживанию элек-троустановок и отдельных устройств, а также отдельные инструкции по обслуживанию электрооборудования, утвержденные МРФ.
144. Вахтенный персонал машинного отделения при смене вахт должен записать в журнал сведения о техническом состоянии электрооборудования.
145. В формуляры должны заноситься следующие сведения:
а) неисправности, обнаруженные в процессе эксплуатации;
б) производимые ремонтные работы;
в) результаты освидетельствований Речным Регистром РСФСР с указанием технического состояния электрооборудования;
г) сопротивление изоляции;
д) число часов работы и другие сведения, предусмотренные конкретным формуляром.
146. Записи в журнале и формулярах являются основой при составлении ведомости зимнего ремонта.
147. Все изменения, произведенные в схемах после ремонта или переоборудования, должны отражаться в документации.