Содержание материала

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА
РСФСР
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДОВОГО ХОЗЯЙСТВА И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ
СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
И УХОДА ЗА НИМ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ»
ЛЕНИНГРАД — 1977
«Правила обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним» разработаны по заданию Главфлота Министерства речного флота сотрудниками кафедры электрооборудования судов, портов, промышленных предприятий и гидротехнических сооружений Ленинградского института водного транспорта инж. Е. К. Букиным, А. С. Готгильфом и канд. техн. наук Г. С. Яковлевым.

бслуживание судового электрооборудования

Глава I
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

§ 1. Назначение и область применения правил

1. Настоящие правила определяют объем, периодичность и порядок выполнения работ по техническим уходам и обслуживанию, обеспечивающих бесперебойную и надежную работу электро-оборудования в процессе эксплуатации судов.
2. Правила устанавливают основные технические требования к эксплуатации электрооборудования и обязанности персонала по выполнению этих требований.
3. Правила распространяются на все электрооборудование судов Министерства речного флота, за исключением технологического оборудования судов технического флота.
4. Выполнение правил обязательно для всех лиц судового и берегового состава, связанных с эксплуатацией электрооборудования указанных судов.
5. Техническая эксплуатация электрооборудования судов, имеющих высоковольтные установки, получающие электроэнергию от береговых сетей, производится в соответствии с «Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электро-установок промышленных предприятий» Союзглавэнерго.

§ 2. Обязанности персонала, обслуживающего электрооборудование

6. Штат персонала, обслуживающего электрооборудование судна, устанавливается в зависимости от мощности и сложности электрической установки и условий ее эксплуатации.
7. При наличии в штате судна трех и более лиц электротехни-ческого персонала устанавливается круглосуточная вахта.
8. При наличии в штате судна одного или двух лиц электро-технического персонала постоянная вахта не устанавливается. При этом может устанавливаться временное дежурство у ГРЩ при прохождении шлюзов и других сложных участков пути.
9. Электромеханик (помощник механика по электрооборудова-нию) подчинен непосредственно механику судна.
10. Электрики подчинены непосредственно электромеханику, а при отсутствии подобной должности — механику судна. При несении вахты электрики подчинены старшему по вахте машиннокотельного отделения.
11. Ответственность за содержание и эксплуатацию электро-оборудования возлагается на механика судна.
12. Прямая ответственность за состояние электрооборудования возлагается на персонал, обслуживающий электрооборудование в соответствии с расписанием по заведованию.
13. Центровка всех электроприводных механизмов является обязанностью лиц, ведающих механическим оборудованием.
14. При ремонте электрооборудования токарные и слесарные работы специального характера производятся по распоряжению механика судна работниками, имеющими соответствующую ква-лификацию.
15. Наружная окраска электромеханизмов и электроаппаратуры в моторном и других специальных помещениях является обязанностью мотористов, наружная окраска электрооборудования палубных механизмов — обязанностью палубной команды.
16. Электрорадионавигационные приборы, а также аккумуля-торные батареи и преобразователи для их питания обслуживаются радиоспециалистами и лицами, совмещающими должность радиста.
17. Аппаратура служебной телефонной связи обслуживается электромехаником судна или лицом, его заменяющим.
18. Автоматические телефонные станции обслуживаются спе-циалистами отделов связи.
19. Содержание в чистоте корпусов электрических машин, кожухов щитов и аппаратов, наружных поверхностей светильников, выключателей и т. п. возлагается:
а) в машинно-котельных отделениях — на машинную команду;
б) палубных механизмов — на палубную команду;
в) на камбузах — на персонал камбузов;
г) в жилых помещениях команды — на владельцев кают;
д) в пассажирских каютах — на проводников.
С указанными лицами электромеханик, а при отсутствии подобной должности — механик судна, должен провести инструктаж по технике безопасности.
20. Уход за электрооборудованием поручается судовой команде, работникам БПУ и электроцехов ремонтных предприятий в соответствии с указаниями главы II.
21. Устранение отказов электрооборудования выполняет элек-тромеханик судна или лицо, его заменяющее, с привлечением по мере необходимости работников БПУ.
22. При эксплуатации электрооборудования запрещается:
а) использовать электрооборудование в режимах, не предусмо-тренных проектом судна и Правилами Речного Регистра РСФСР;
б) использовать запасные части не по назначению;
в) останавливать генератор без перевода нагрузки на другой генератор в случаях, когда это может привести к аварии;
г) отключать механизмы и устройства ответственного назначения без ведома старшего по вахте машинно-котельного отделения и вахтенного начальника за исключением случаев, связанных с опасностью для человека;
д) производить профилактические или ремонтные работы, требующие отключения электроустановки, без согласования с вах-тенным начальником и старшим по вахте машинного отделения;
е) производить какие-либо изменения в схемах электрообору-дования судов серийной постройки без согласования с автором проекта, Главфлотом МРФ и Речным Регистром РСФСР. Для несерийных судов согласование производится с главным инженером пароходства и с местной инспекцией Регистра. Все изменения должны вноситься в судовую документацию;
ж) применять некалиброванные и нештатные плавкие вставки к предохранителям.
23. Персонал, осуществляющий техническую эксплуатацию электрооборудования, обязан строго выполнять все инструкции по эксплуатации судового электрооборудования, правила Речного Регистра РСФСР по электрооборудованию судов, настоящие правила и правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте электрооборудования судов.
24. При наличии в штате судна электротехнического персонала на старшего по должности возлагаются следующие обязанности:
а) обеспечение исправного технического состояния, надежной и безопасной работы и правильной технической эксплуатации всего электрооборудования;
б) распределение между подчиненными ему лицами заведования отдельными электроустановками;
в) распределение подчиненных ему лиц по вахтам и работам;
г) проведение технической учебы команды по изучению электро-оборудования судна;
д) обеспечение своевременного выполнения графиков технических уходов;
е) учет отказов электрооборудования и расходования запасных частей;
ж) своевременное составление основных и дополнительных ремонтных ведомостей;
з) учет поступления и расходования инвентаря;
и) своевременное пополнение запасных частей;
к) ведение выданных на судно формуляров электрооборудования;
л) своевременное выполнение всех указаний линейного аппарата службы судового хозяйства пароходства, инспекторов Регистра и других инспектирующих лиц;
м) приемка электрооборудования после ремонта.
25. Остальные лица, входящие в электротехнический персонал, обязаны:
а) обеспечивать исправное состояние и своевременное профи-лактическое обслуживание закрепленного за ним электрообору-дования;
б) производить регулярные замеры сопротивления изоляции с записью в соответствующей форме;
в) инструктировать персонал, привлекаемый для производства работ.
23. При ежедневном обходе судна электромеханик или лицо, его заменяющее, обязан убедиться:
а) в наличии исправных и испытанных защитных средств и приспособлений (диэлектрические коврики, галоши, перчатки и т. п.);
б) в наличии запаса тарированных плавких вставок у распре-делительных щитов;
в) в отсутствии перегрузки механизмов (при наличии штатных измерительных приборов) и в их исправной работе;
г) в соответствии сопротивления изоляции установленным нормам (по щитовым приборам);
д) в исправной работе генераторов;
е) в исправности осветительной арматуры и отсутствии пере-горевших ламп.