Плавкие предохранители служат для защиты силовых цепей и схем управления от токов короткого замыкания и аварийных перегрузок. Они устанавливаются во вводных ящиках, защитных панелях и бывают трубчатые типа ПР-2, пробочные типа Е-27, разборные ПР-2, ПН-2 и неразборные НПН.
При токах 15—200 А применяют трубчатные предохранители, а при токах 4-60 А - пробочные. Рабочую часть предохранителя составляет плавкая вставка, сечение которой рассчитано так, чтобы при достижении проходящего через нее тока определенного значения она, расплавляясь, разрывала цепь. Шкала номинального тока плавкой вставки следующая: 1, 2, 4, 6, 10, 15, 20, 25, 35, 45, 60, 80, 100, 125, 160, 200, 225, 260, 300 А и т.д. Плавкие вставки предохранители от небольших перегрузок не защищают. Перегорание предохранителей наступает обычно при длительных перегрузках, более чем на 25—50 % превышающих номинальное значение тока.
При эксплуатации нередко приходится изготовлять плавкие вставки иэ имеющихся материалов. В табл. 12 приведен диаметр провода для вставок иэ различных металлов.
В электроприводах внутризаводского электротранспорта для регулирования скорости пуска и остановки применяются пуско-регулировочные резисторы серий КФ, НФ, НК.
Таблица IX Диаметр плавких вставок из различных металлов
Ток плавления, А | Диаметр плавкой вставки, мм, из | |||
меди | стали | олова | свинца | |
10 | 0,25 | 0,55 | 0,85 | 0,95 |
15 | 0,33 | 0,72 | 1,11 | 1,25 |
25 | 0,46 | 1,01 | 1,59 | 1,75 |
35 | 0,57 | 1,28 | 1,95 | 2,2 |
50 | 0,73 | 1,61 | 2,48 | 2,78 |
60 | 0,83 | 1,81 | 3,05 | 3,14 |
80 | 1,06 | 2,2 | 3,39 | 3,81 |
100 | 1,16 | 2,55 | 3,93 | 4,42 |
120 | 1,31 | 2,88 | 4,44 | 4,99 |
140 | 1,45 | 3,19 | 4,92 | 5,53 |
160 | 1,59 | 3,49 | 5,38 | 6,04 |
180 | 1,72 | 3,77 | 5,82 | 6,54 |
Для изготовления резисторов применяется в основном сплав фехраль, состоящий из 70-80 % железа, 10—15 % хрома и 10—15 % алюминия. Этот материал рассчитан на работу при температурах до 800 °С и практически не меняет своего сопротивления при изменении температуры. Из фехраля изготовляются ленты и проволока. В некоторых типах резисторов используется проволока из константана, сплава, содержащего 60 % меди и 40 % никеля.
Конструктивно резисторы представляют собой отдельные самостоятельные элементы или наборы элементов в оболочках, называемые резисторными ящиками. Элементы резисторов состоят из стальных пластинок с надетыми на них сверху и снизу фарфоровыми гребенками. В пазы гребенок заложена на элемент константановая проволока или фехралевая лента.
На транспортных электротележках в качеств привода тормозов применяют тормозные электромагниты и гидротолкатели.
Наиболее широкое распространение получили колодочные и ленточные тормоза, управление которыми в большинстве случаев автоматизировано. Когда электродвигатель движения отключен, механизм тормоза под действием специального груза или пружин находится в рабочем состоянии. В момент включения электродвигателя получает питание электромагнит или гидротолкатель, действующие на тормоз, и механизм растормаживается.
Тормозные электромагниты бывают постоянного и переменного тока. По конструкции различают длинноходовые и короткоходовые магниты. Тормозные электромагниты постоянного тока могут включаться параллельно и последовательно в цепи электродвигателя. При последовательном соединении обмотка электромагнита должна рассчитываться на ток основного электродвигателя. Катушки электромагнитов параллельного возбуждения рассчитаны на полное напряжение сети. В зависимости от мощности электромагнитов переменного тока они бывают одно- и трехфазные и рассчитаны на полное напряжение сети.